Регистрация

Создание мобильных приложений

469
0
68 339 0
Аудио Текст
19 июля 2012

Мобильные приложения захватывают не только рынок, но и сознание заказчиков. Но одного желания мало, нужно знать хотя бы элементарные принципы создания мобильных приложений. С чего начать, какие задачи поставить, на что обратить внимание: обо всем этом -- мастер-класс менеджера по развитию бизнеса петербургского агентства Touch Instinct Анатолия Ларина.

Из программы вы узнаете:
— как выбрать платформу для создания мобильных приложений (Android и iOS);
— как определить свою целевую аудиторию через платформу;
— в чем принципиальная разница в создании приложений под смартфон и планшнет;
— с чего начать: определение бизнес-задач приложения;
— зачем ваше мобильное приложение пользователям;
— как проектируется дизайн с помощью навигационной схемы;
— что можно, а что нельзя предусмотреть при разработке итерациями;
— что необходимо учитывать при тестировании приложения;
— как важно не забывать о тестировании обновлений;
— каким образом реализуется обратная связь с пользователями и магазинами приложений;
— и многое другое.

Анатолий Ларин: Здравствуйте! Сегодня мы поговорим с вами про создание мобильных приложений. Меня зовут Анатолий Ларин, я работаю в компании Touch Instinct, и сегодня я хотел бы вам рассказать про процесс работы над приложениями, который мы выработали в своей компании за год. Скорее всего, он будет вам полезен при работе над своими приложениями и при работе с какими-нибудь подрядчиками.
Перед тем как вы приступите к созданию своего мобильного приложения, нужно определиться с платформой. Платформы мы лично для себя делим на четыре части. Первое разделение — iPhone и Android. Так, iPhone — это у нас платежеспособная активная аудитория, которая много выходит в интернет, много потребляет приложений, у нее обычно безлимитные тарифы, и она может платить за покупки как приложений, так и различных товаров. Есть интересная статистика одного американского магазина: у них 25% покупок осуществляется со смартфона, и 90% из них — с iPhone.

Если вы делаете что-то про деньги и точно не знаете, для чего вам нужен Android, лучше возьмите iPhone, начните именно с него свою мобильную стратегию, а потом, если все пойдет, всегда сможете догнать.

Android, с другой стороны, — это большая фрагментация аппаратов, телефоны на Android дешевле, они начинают стоить от 5 тыс. руб., поэтому их гораздо больше, они достаточно активно растут, пользователям есть из чего выбрать, но, к сожалению, они не столь активные, не всегда пользуются безлимитным интернетом, немного потребляют приложений и очень редко платят. Большинство пользователей Android не очень любят платить из своего смартфона, есть на то объективные причины. Обращу ваше внимание на то, что если вы собираетесь выходить на несколько платформ сразу, то вам придется удваивать свои бюджеты и свои усилия, как минимум. Поэтому еще раз повторю свою рекомендацию: если вы точно не уверены, чего хотите, попробуйте начать свою стратегию именно с iPhone. Второе разделение платформ менее очевидное — смартфоны и планшеты. Мы их тоже у себя в компании разделяем, то есть считаем четыре платформы: iPhone, Android, iPad и Android-планшеты. Почему разделяются смартфоны и планшеты? Потому что это абсолютно разные устройства, хотя у них внутри одна операционная система, у них обоих есть touch screen, и даже чем-то они похожи, тем не менее сценарии их использования совершенно разные. Смартфон — это такая вещь, которая всегда у человека с собой на протяжении дня, он пользуется им в метро, в пробках, когда в очереди ждет в кафе, чекинится и т. д., но при этом смартфон — неудобное устройство: у него достаточно маленький экран, с него сложно вводить текст и т. д. Поэтому если у пользователя под рукой компьютер, скорее всего, он воспользуется именно компьютером, а не смартфоном. То есть смартфон — это такой спутник человека, с которого он звонит, входит в интернет в течение всего дня обычно. А планшет, с другой стороны, имеет большой экран, на нем гораздо удобнее что-то делать, потреблять информацию. Я, например, с утра и вечерами читаю новости исключительно на планшете, хотя у меня есть и ноутбук, и большой компьютер. И, по статистике «Яндекса», именно в России 60% планшетов используется в вечернее время, то есть не на работе людьми, а именно в вечернее время, в расслабленной обстановке, они удобно потребляют с него информацию. Подумайте, на какую аудиторию вы рассчитываете, какую потребность человека вы хотите удовлетворить: или чтобы быть с ним в течение всего дня, предоставлять ему какой-то сервис, как банк-клиент, например, рабочий, или чтобы действовать как какая-то деловая газета, или чтобы дать человеку какое-то развлечение на планшете, будь то видеофильмы или новый выпуск журнала MAXIM. Если вы не понимаете, то тоже оставьте себе смартфоны. Короткий вывод: если слабо понимаете, зачем вам остальные платформы, начните с iPhone.
Немного статистики. Сразу скажу, что цифры примерные, я их пытался вычислить сам, основываясь на статистике «Яндекса», который недавно рассказал, что в России его сервисами пользуется 700 тыс. уникальных iPad. «Яндексу» я все-таки верю, а по мировой статистике, iPhone продается в четыре раза больше, чем iPad. Соответственно, у нас в России около 3 млн iPhone и около 5 млн Android. Android-планшетов, к сожалению, по разным причинам в России очень мало, поэтому на них я бы даже, наверное, не стал ориентироваться никогда, но решать, конечно, вам. Другая интересная цифра: опять же по статистике «Яндекса», смартфонов в Москве и области 50%! То есть если ваш бизнес рассчитан только на Москву, то имейте в виду, что максимум, на что вы можете рассчитывать, — это 1,5 млн iPhone; соответственно, это ваш идеальный результат в самом лучшем случае. Больше у вас не будет. Android больше, но, как я объяснил, они менее активные, и на них сложнее пробиться. Пара слов про другие платформы. Когда мы рассказываем про свою работу с iPhone и Android, часто встречаются (на Slon.ru, например, были) комментарии такого типа: «Что вы нам рассказываете? Этих устройств в России очень мало, повсюду Symbian, повсюду Windows Mobile!» Я попытался на этом слайде отобразить основные платформы, которые есть в России, размером пытаясь показать, сколько же устройств сейчас на руках.
Symbian — это платформа компании Nokia. Они делали практически все время свои смартфоны на платформе Symbian, в России их сейчас очень много — чуть ли не 40% от всех телефонов. Но в чем проблема? Первое: там нет нормального магазина приложений, то есть вам будет очень-очень сложно донести свое приложение для пользователей на Symbian. И второе: Nokia отказалась от поддержки этой платформы (поэтому она перечеркнута), теперь делает все свои телефоны на Windows Phone. Соответственно, другие платформы: на Windows Mobile тоже в России есть, но они достаточно старые, и Microsoft перестала их поддерживать и все силы бросила на Windows Phone 7; в свою очередь, Windows Phone 7 еще недостаточно развит, поэтому смотреть на него тоже не стоит; BlackBerry мало, BlackBerry умирает; остается интересная лошадка Bada — новая платформа Samsung для бюджетных телефонов, но, к сожалению, пользователи Bada не всегда понимают, что у них Bada, не всегда понимают, что у них смартфон, потому что это бюджетное устройство, в основном «просто телефон звонить». Поэтому, как бы много Bada ни было, активность там и количество установок гораздо ниже, чем на приоритетных платформах iPhone и Android.

Если вы собираетесь разрабатывать приложение своей компании — не важно, силами аутсорсеров, силами своего внутреннего отдела, — самое важное, первоначальное — купить смартфон.

Причем купите смартфон не только для того, чтобы тестировать то, что вы будете разрабатывать, а еще и для того, чтобы заменить смартфоном свой телефон привычный. У каждого смартфона есть своя экосистема. У iPhone есть своя экосистема, есть свои подходы к дизайну, есть свои какие-то сложившиеся вещи. У Android — своя экосистема. Поэтому если вы планируете разрабатывать приложение, например, под iPhone, обязательно купите себе iPhone и ходите с ним все это время, пока будете заниматься разработкой продукта. Прочувствуйте эту платформу, чтобы понять, как пользователи будут пользоваться вашим продуктом. Как это ни странно, если вы будете разрабатывать под Android, стоит купить Android, потому что он совершенно другой, и, даже если у вас есть iPhone и вы им довольны, придется немножко помучиться и походить с Android. Мы так частенько делаем.
Когда вы определились с платформой, определились с тем, планшет и / или телефон, с тем, Android и / или iPhone, купили себе это устройство, начинаете просвещаться, привыкать к миру мобильных приложений и т. д., начните проектирование своего приложения с самого верха, с брифа так называемого. Что должно быть в брифе? Две очень важных вещи. Первая — ваши бизнес-задачи: зачем вам нужно мобильное приложение? Мобильное приложение — один из маркетинговых инструментов, коих великое множество, стоит оно сейчас достаточно дорого, никто его не умеет продвигать, это сложно и дорого. И поймите в самом начале: зачем вы начинаете делать мобильное приложение, какая ваша бизнес-задача? Какие задачи типично решает мобильное приложение? Это лояльность клиентов, то есть молодой и активной аудитории; если вы предоставляете свой сервис на смартфонах, они будут к вам гораздо лояльнее, это будет для них удобно. Мобильные приложения могут увеличить объем ваших продаж. Отличный пример — компания «Тануки», которая 10% продаж делает через свои мобильные приложения. Если вы ничего не продаете, это может быть поиск новых клиентов или новых пользователей за счет механизмов ранжирования в магазинах приложений. С другой стороны, это может быть поддержка ваших бизнес-процессов: либо у вас есть курьеры, которые ездят с Android, таксисты, которые ездят с Android, либо ваши руководители могут принимать решения вдали от компьютера, используя iPad.
И последняя интересная вещь, которая скорее подходит большим брендам типа Coca-Cola или AXE, — это имидж, продвижение бренда, то есть промоприложения, красивые, блестящие, куда вливается много денег и т. д..

Определитесь со своими бизнес-целями, попробуйте вообразить идеальный результат через год, то есть чего вы хотите добиться через год с помощью создания приложения.

Обязательно все эти вещи запишите в бриф.
Вторая важная вещь, даже, наверное, более важная, чем бизнес-цели, — это зачем ваше приложение пользователям? Очень часто встречается такое, что компания делает приложение, но почему-то думает только о себе, она забывает подумать о пользователях вообще, о том, зачем им это приложение, собственно говоря, нужно. Как понять, зачем приложение нужно пользователям? Прежде всего, пользуйтесь сами смартфоном, понимайте, какие там есть интересные вещи. Могу посоветовать мнение компании Google, которая в 2007 году сказала, что смартфонами человек пользуется в трех случаях: если ему скучно — метро, пробки, ожидание друзей в ресторане; если «ему срочно», то есть он где-то бежит по улице без компьютера, и ему нужно что-то найти, купить билеты, заказать еду; ну или повторяющийся какой-то сценарий потребления информации в небольшом количестве (котировки акций, погода, скидки и т. д.). Постарайтесь думать в этих трех плоскостях, думать о том, какую потребность пользователя вы пытаетесь удовлетворить своим приложением. Соответственно, поймите, какие задачи пользователь решает через ваше приложение, какие задачи — одна-две — самые главные, и запишите эти самые главные задачи в бриф.
Итак, мы записали свои бизнес-задачи, мы записали, какие задачи пользователей мы стараемся решить приложением, — всего две задачи пользователей или одну, потому что мобильное приложение — это про фокус, вы не можете решать десятки задач в одном приложении, обычно основных задач максимум пара, даже лучше одна. Запишите все это обязательно и давайте бриф читать всем людям, которые работают на проекте: менеджеру проекта, дизайнерам, программистам. В хорошем приложении вся цепочка людей понимает, зачем приложение нужно и компании, и пользователю, и старается эти задачи решить.
После того как мы закончили с брифом, приступаем к проектированию интерфейса приложения. Мы для этого в компании используем так называемую навигационную схему. Идея схемы в том, чтобы, не прибегая к дизайну, использовать только какие-то примитивные инструменты, примитивные изображения. То есть, используя примитивные, малографичные, типичные контролы для iPhone, мы набрасываем все эти экраны приложения и связываем их друг с другом стрелочками, пытаясь понять, как пользователь будет между ними переходить, какие есть возможности перехода и куда. Итак, зачем же нужна эта схема? Прежде всего, чтобы вы внутри своей компании со всеми лицами, принимающими решения и проектирующими приложения, поняли общую массу функционала, общее количество экранов, весь объем. Схему эту, кстати, после рисования классно распечатать и повесить на стену. Мы для ее создания используем программу OmniGraffle — может быть, вам будет полезно — со специальным набором скетчей для iPhone. С одной стороны, вы весь функционал набрасываете, с другой стороны, это верхнеуровневое проектирование, то есть вы понимаете все экраны, которые будут, и как пользователь между ними может переходить. Вот эту схему очень удобно обсуждать: распечатайте, сядьте вместе, начните проговаривать свои бизнес-задачи, задачи пользователей и попробуйте понять, может ли эта схема их решить. Если вы что-то поняли не так, то, перерисовать схему занимает максимум рабочий день. То есть вы ничего не теряете и можете перерисовывать кучу раз, пробовать разные новые идеи и т. д. Следующий момент в проектировании приложения — это концепция дизайна. Почему мы разделяем в компании концепцию дизайна и дизайн? Чтобы не ошибиться. Если дизайнер потратит неделю, нарисует все экраны приложения, а потом окажется, что куда-то он не попал, то ему нужно будет тратить еще одну неделю, чтобы это все переделать.
Поэтому мы начинаем с концепции. Концепция включает в идеале один главный экран приложения. Вот на примере экрана нашего приложения CoinKeeper для iPad разберемся. Это, соответственно, самый главный рабочий экран приложения, где пользователь перетаскивает монетки, вторые и другие экраны второстепенны, поэтому в концепции можно их не отрисовывать. Нарисовал дизайнер концепцию экрана, два главных экрана, и вы начинаете ее обсуждать. Смотрите, соответствует ли она задачам пользователя? То есть, например, CoinKeeper, который на экране показан, — это более игровое приложение, поэтому здесь такая забавная графика, немножко мультяшная. Если мы делаем приложение для принятия решения руководителем, то такая графика не подходит, нужно более спокойные вещи делать. Ну и тоже имейте в виду свою аудиторию: молодая она — не молодая, деловая — не деловая и т. д., — и назначение приложения. Обсуждайте все это, и только когда после нескольких переделок концепции (у нас их до пяти бывало ) придете к нужному результату, приступайте к отрисовке всего дизайна. Вот здесь маленький пример, тоже небольшое приложение, около 20 экранов. После отрисовки концепции мы отрисовали все эти 20 экранов и передали в отдел разработки на нарезку.
Только сейчас мы пришли к самому интересному, к основной части — разработке.

Я рекомендую разрабатывать мобильные приложения исключительно итеративно, итерациями в одну или две недели.

Почему? Потому что ни навигационная схема, ни концепция дизайна, ни дизайн не передает всех особенностей взаимодействия пользователя с приложением. А поскольку приложения в смартфоне ближе не к экрану, не к сайтам, а к объектам физического мира, то очень важна отзывчивость интерфейса, скорость его работы, всякие анимации, которых можно придумать кучу, и все их не нарисовать на навигационной схеме. Поэтому старайтесь начинать разработку с основных функций, сделать рабочие сборки и тестировать их с самого начала, обсуждать их с самого начала. Если вы поймете, что что-то идет не так, что-то неудобно, вы сможете быстро, на ходу все это поменять. Мы так очень часто делаем, какие-то небольшие элементы меняются почти в каждом приложении в процессе разработки, в некоторых проектах целые экраны переосмысливаются после того, как мы тестируем непосредственно приложение.
После того как вы закончили с разработкой, потестировали двухнедельные итерации, поняли, что все идет хорошо, что приложение решает свои задачи, самое время приступить к тестированию. Если ваше приложение будет глючить, падать, работать медленно, вы получите много негативных отзывов, а это скажется на количестве установок, на конверсии в дальнейшем, поэтому тщательное тестирование приложений очень важно. При этом приложения нужно тестировать на всей массе устройств, которые могут быть у пользователей. Если мы говорим про iPhone, это iPhone 3GS, iPhone 4, iPhone 4S и iPodTouch. Многие забывают про iPodTouch, а зря, потому что все-таки некоторое количество этих устройств в наличии есть, и баги на них тоже могут негативно повлиять на ваш рейтинг и на впечатление пользователей о приложении. С Android ситуация несколько хуже, то есть сейчас у нас большинство версий Android 2.2, 2.3, начинают постепенно появляться телефоны на версии 4, плюс у нас есть как минимум четыре разрешения, на которых стоит тестировать, вот они перечислены на слайде. На самом деле это база, и спектр используемых устройств гораздо шире. Но я думаю, если вы будете тестировать на этих трех операционных системах и на этих четырех разрешениях, этого будет достаточно.
Следующий неочевидный момент, на который мы натолкнулись сами несколько раз, — это тестирование обновлений. Бывает так, что вы выпускаете не первую версию своего приложения, а повторную, вторую или третью. Многие забывают тестировать, как же поведет себя приложение на устройстве пользователя при обновлении с предыдущей версии на следующую. У нас в работе встречались очень печальные последствия этого всего, поэтому уделите большое внимание тестированию обновлений. Ставьте себе приложение старой версии, нагоняйте туда реальные данные, обновляйтесь, смотрите, все ли работает. Это то, что касается отдела тестирования, то есть тестирования на ошибки, чтобы ничего не вылетало, чтобы все работало и корректно отображалось.
А второе интересное тестирование — это еще раз проверить, решает ли приложение задачи, для которых вы его создавали.

Как делаем мы в компании? Менеджер любого проекта в конце разработки берет приложение и две недели им по-настоящему пользуется.

Если это сервис по автоматическому поисковому продвижению, мы начинаем продвигать свой сайт, используя приложение; если это радио, мы слушаем радио; если менеджер учета финансов, пытаемся учитывать свои личные финансы. Простое правило — побывать в шкуре пользователя, попользоваться приложением — позволяет уже после разработки, но до того, как вы отдали приложение «в люди», найти много неочевидных, сложных моментов и переделать приложение в лучшую сторону. Не пренебрегайте этим правилом, пользуйтесь тем, что вы разрабатываете!
И если у вас есть возможность, обязательно проверьте приложение на тех реальных пользователях, для кого это все создавалось, то есть приведите парочку человек, которые подходят под это описание, дайте им конфет и попросите проверить ваше приложение, попробовать его, сказать, что они думают, все ли им понятно, нравится ли им и т. д. Уделите всему этому внимание, сделаете доработки, и можете смело размещать свое приложение в магазинах приложений — либо App Store, либо Google Play.
Но на этом все на самом деле только начинается. После того как вы разместили приложение, начинается его тестирование рынком: все наши догадки сейчас начнут проверяться пользователями. Важна обратная связь. Какой она может быть? Чаще всего указывается почтовый адрес для ошибок от пользователей, обязательно его заведите, явно укажите его в приложении, в описании, отвечайте на все письма, собирайте обратную связь. И второй момент — это отзывы в магазинах приложений. И в App Store, и в Google Play пользователи о нас могут оставлять отзывы. Скорее всего, на слайде не видно, но есть отзывы к приложению HeadHunter, например. Вот у последнего отзыва заголовок «Фигня», например: мол, ничего не работает.
И у многих российских приложений можно наблюдать, что последние отзывы висят именно негативные, с двумя звездами, с тем, что что-то у них не работает, падает, что все плохо. Другие пользователи видят негатив, и это влияет на количество установок вашего приложения.

Мониторьте отзывы, как только вы видите негатив, исправляйте эти ошибки и сразу же выпускайте новую версию, потому что новая версия скрывает отзывы о старой версии, и, соответственно, вы, во-первых, исправите ошибку, уделив внимание пользователю, во-вторых, скроете негативные отзывы и увеличите себе конверсию в установке.

Прорекламирую немножко конкурентов. Есть замечательный сервис Track.boloid.com, в нем вы вводите адрес своего приложения и каждый день с утра получаете письмо о том, насколько изменился его рейтинг и какие вы получили свежие отзывы. Я забил туда все наши приложения и с удовольствием с утра читаю. Я сразу вижу какие-то проблемы в новых сборках или, наоборот, радуюсь, что все нам ставят пятерки и считают наше приложение хорошим.
После того как вы собрали достаточное количество отзывов, если они не критичные, то есть можно сразу не исправлять, а собирать, собирать, собирать, обязательно выпустите новую версию, чтобы удовлетворить своих пользователей. Они любят, когда реагируют на их просьбы о новых фичах, когда исправляют ошибки и т. д. Это очень важно — работать с пользователями.
Ну и последний момент в разработке приложения — это системы аналитики. Почему-то про них тоже многие забывают. Обязательно при заказе приложения у аутсорсера или когда разрабатываете его сами задумайтесь о встраивании систем аналитики. Две самые популярные, на мой взгляд, Flurry Analytics и Google Analytics. На мой взгляд, лучше подходит Flurry Analytics, потому что он изначально проектировался для мобильных приложений, и у него больше возможностей, и интерфейс заточен в эту сторону. Если вы заказываете приложения у аутсорсеров или разрабатываете у себя внутри, не забудьте обговорить вопрос встраивания этой системы аналитики. Это займет всего пару дней работы программистов, но даст вам большую пользу в виде новенькой админки, скриншоты из который показаны на слайде, где вы сможете посмотреть, сколько у вас пользователей установило приложение, сколько пользователей им пользуются, сколько из них новых, как часто они его используют: раз в день, раз в месяц, раз в неделю или каждый час, — узнаете, какие экраны популярны, на какие экраны они переходят и т. д. А в совокупности с отзывами это дает вам отличную статистику для анализа. Вот, анализируя весь этот объем данных, вы можете понять, что вам нужно делать с приложением дальше, и это позволит улучшить приложение, улучшить мнение пользователей и приблизиться к достижению ваших бизнес-задач.
Небольшое резюме. Если вы будете разрабатывать мобильное приложение, обязательно купите смартфон, под который вы будете разрабатывать, определитесь с бизнес-целями, определитесь с задачами пользователей, которые вы решили, и начинайте его итеративно разрабатывать: навигационная схема, концепция дизайна, дизайн, разработка, обязательно с короткими итерациями в две недели со сборками, которые вы будете тестировать. Тестируйте приложения сами на реальных задачах, после выпуска приложения в магазинах отслеживайте отзывы и отслеживайте использование приложений. На сегодня мы на этом закончим, с вами был Анатолий Ларин, компания Touch Instinct.

Развернуть текстовую версию
Комментарии
Похожие видео