Регистрация

Как создают мобильные приложения

164
0
27 988 0
Аудио Текст
6 июля 2012

Кто только не заказывает мобильные приложения: интернет-магазины, порталы, сервисы, онлайн-СМИ. Однако рынок новый, и стандарты на нем только формируются. Часто многие нюансы и заказчики, и даже агентства узнают «в боевых условиях». О том, как строится процесс создания мобильных приложений, от постановки задач до утверждения готового продукта, SeoPult.TV рассказали Анатолий Ларин, менеджер по развитию бизнеса санкт-петербургского агентства Touch Instinct, и Александр Попов, CEO компании EasyFinance.

Из программы вы узнаете:
— для кого мобильные приложения — мода, а для кого необходимость;
— по каким критериям осуществляется выбор разработчика мобильных приложений;
— кто ответит за некачественное приложение, если большинство разработчиков находится на Украине;
— насколько объективны рейтинги разработчиков и как в них ориентироваться;
— чем отличается мобильное приложение от мобильной версии сайта;
— iOS или Android: что выбрать, если бюджета хватает только на одну платформу;
— сколько стоит разработка мобильного приложения и от чего зависит эта цена;
— что в большей степени влияет на выбор заказчиков — портфолио или цена;
— как трудности с соблюдением сроков сдачи работ вынуждают разработчкиков закладывать «буферные» суммы в смету;
— что такое некачественное приложение (основные критерии);
— какие методы продвижения мобильных приложений существуют.

Наиль Байков: Здравствуйте, уважаемые зрители! Это канал SeoPult.TV, программа «Точка зрения», меня зовут Наиль Байков. Многие из вас помнят сказочную формулу: пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. В новых областях интернет-бизнеса действительно складывается такая ситуация в отношениях между заказчиками и исполнителями. Сфера мобильных приложений — действительно новая, и там эта ситуация распространена. Насколько разработчики понимают заказчиков и насколько хорошо заказчики умеют общаться с разработчиками? Сегодня мы будем говорить о рынке мобильных приложений в интернете, для чего я позвал в студию Анатолия Ларина, менеджера по развитию бизнеса петербургского агентства Touch Instinct. Анатолий, привет!
Анатолия Ларин: Добрый!
Н. Б.: И Александра Попова, CEO компании EasyFinance. Саша, здравствуй!
Александр Попов: Здравствуйте!
Н. Б.: Ну что ж, ребята, мне очень приятно видеть вас сегодня в студии. Вы в новой сфере мобильных разработок уже давно, хотя сам рынок еще молод, и поэтому я сперва хочу привести несколько цифр. Согласно онлайн-статистики App Store, в 2012 году каждую секунду из этого магазина делается 570 закачек приложений. В 2011 году в среднем происходило 333 загрузки в секунду. В 2010-м — 118, а в 2009-м — всего 67. Это не только игры, но и информационно-медийный контент, приложения для бизнеса, для e-commerce, различные маркетинговые инструменты. Я не пытаюсь объять необъятное и хотел бы поговорить о сегменте b2c. Мы говорим сейчас о маркетинговом инструменте для бизнеса. На сегодняшний день, по моему мнению и по мнению редакции SeoPult.TV, количество компаний, которые хотят иметь те или иные приложения, намного превышает количество компаний, которые готовы это исполнить. Согласны ли вы со мной? Я вижу, Саша покачивает головой. Наверное, столкнулись с этой проблемой?
А. П.: Да.
Н. Б.: Вот хотелось бы услышать.
А. П.: Да, возникла ситуация ажиотажного спроса на мобильные приложения. Их сейчас делают все, кому не лень, начиная с разработчиков игр и заканчивая магазинами какого-то белья, которые пробуют сделать некие промоприложения для того, чтобы продвигать свою марку. Таким образом, все стараются сделать мобильные приложения, а разработчиков, естественно, мало, потому что относительно недавно это явление появилось и не так много разработчиков здесь набили руку. Действительно хороших профессионалов еще меньше, чем желающих получить качественное приложение.
Н. Б.: Когда вы выходили на поиски разработчиков для своего приложения, сколько вы успели отсмотреть, отслушать?
А. П.: Очень сложно было. Мы просто несколько раз переделывали свое приложение. Сейчас уже, наверное, третья итерация.
Н. Б.: Каждый раз с разными разработчиками?
А. П.: Да, потому что каждый раз находились какие-то конкретные проблемы, которые не позволяли нам продолжать работу...
Н. Б.: Например? Давайте предупредим наших зрителей, какие встречаются проблемы.
А. П.: Во-первых, нет крупных корпораций, которые гарантировали бы качество продукта. Начнем с того, что это маленькие компании либо вообще частники-фрилансеры, индивидуальные предприниматели. Поэтому мера ответственности у них достаточно небольшая, сложно представить, что какие-то судебные разбирательства будут в отношении какого-то человека, особенно если учесть, что львиная доля разработчиков находится в Украине, то есть за рубежом.
Н. Б.: Я перебью. Это так, Анатолий? Украина — всех на лопатки?
А. Л.: Я бы сказал, львиная доля дешевых разработчиков находится на Украине и в Белоруссии.
Н. Б.: Хорошо. Да, Саша?
А. П.: Вполне согласен. Достаточно сложно процессы контролировать, достаточно сложно оценить качество, тем более что приложения разноплановые, и, посмотрев на некоторые портфолио, даже трудно определить, как разработчик поведет себя конкретно с вашей задачей. Плюс надо понимать, — особенно если мы говорим о конкретном фрилансере, но и в случае с компанией тоже, — что может сложиться ситуация, в которой вы будете зависеть от конкретного человека. Если он заболел, значит, ваш процесс простаивает. Ошибочно полагать, что компания вам это компенсирует, потому что зачастую только один разработчик, который вел ваше приложение, в курсе всех вопросов, связанных с ним. И процесс передачи другому разработчику будет столь же сложным и длительным, как и переход к другой компании. Поэтому у вас есть риски, связанные с простоями из-за болезни, каких-то личных ситуаций и т. д.
Н. Б.: Я вот сейчас слушаю тебя, Саша, и у меня складывается такое впечатление: как же все близко, как же все схоже. Рынок вроде новый, совершенно другой, но проблемы те же. Я проведу аналогию с тем же SEO-продвижением: обратились к одному сеошнику, наломали дров, хлебнули проблем, к другому, к третьему… Я-то думал, что в мобильных разработках совершенно иначе обстоит дело. Анатолий?
А. Л.: Я бы прокомментировал Сашу.
Н. Б.: Да, пожалуйста.
А. Л.: Я бы добавил, что на самом деле есть большие компании. Я навскидку могу назвать пару мобильных компаний, где 60 человек работает. Они давно на рынке, но это вопрос стоимости.
Н. Б.: Где работают? Где находятся?
А. Л.: В России.
Н. Б.: Или в России находится штаб-квартира, а вся разработка ведется в «недорогой» Украине?
А. Л.: Ну да, но какая разница? Все-таки менеджмент в Москве.
А. П.: Я позволю себе прокомментировать: ситуация с наличием менеджмента в Москве, а разработчиков в Украине не меняет ситуацию. Потому что разработкой занимается все равно конкретный исполнитель, и если у него возникают какие-то проблемы, то эти проблемы перекидываются на ваше приложение. И московский офис мало чем может помочь, потому что разработка связана с конкретным кодом, плюс за счет того, что высок спрос, у них все другие разработчики заняты, и если ваш заболел, то другие просто не смогут заняться.
Н. Б.: Соглашусь с Сашей! Я вообще не верю в дистанционное управление и контроль над исполнителями. Отдельную передачу на эту тему мы наметили.
А. Л.: Вот, если интересно, у нас все 16 человек сидят в Петербурге, если смущает вопрос распределенной работы.
Н. Б.: Замечательно, замечательно!
А. Л.: Но я знаю примеры других компаний, полностью распределенных, и у них даже нет офиса, и они занимают высокие позиции на рынке. То есть не согласен.
А. П.: Ну, у нас тоже, кстати, распределенная структура.
Н. Б.: Мы вернемся к обсуждению проблематики и угроз. Анатолий, рынок молодой, естественно, все еще только формируется, и также формируются различные критерии оценки, рейтинги. Есть рейтинги Mtop20, AppProfessionals.ru, Apps4All.ru, но вот я-то здесь улыбнусь и скажу, что Mtop20 реализовали вы, ваша компания. Не буду спрашивать почему.
А. Л.: Я бы сказал!
Н. Б.: Задам вопрос такой: а как сейчас вообще происходит выбор разработчика мобильных приложений? По каким критериям его оценивают? О проблематике Саша только что сказал. Точку зрения представителя разработки хотелось бы услышать.
А. Л.: Я координирую продажи в нашей компании, и у меня сложилось мнение, что большинство заказчиков, поголовное большинство, выбирает по двум критериям: по стоимости и срокам.
Н. Б.: Так. Это правильно?
А. Л.: И, на мой взгляд, это не корректно никоим образом. Как примерно происходит процесс? Компания идет в рейтинг, в «Яндекс», выбирает десять кандидатов, посылает письмо: «Мы хотим приложение для своего сайта», ей отвечают люди, сообщая какие-то расценки и какие-то сроки, и она на основе этих данных выбирает, не смотрят портфолио... А ведь стоимость и сроки могут поменяться. Мне кажется, рынок, с точки зрения заказчиков, не развит, и с этим нужно бороться, нужно их развивать, чтобы люди понимали, как правильно выбрать подрядчика себе.
Н. Б.: С заказчиком бороться, может быть, и не стоит, а как правильно?
А. Л.: Образовывать. Прежде всего, портфолио.

Я поклонник бизнес-процессов, и мне кажется, что если компания имеет хотя бы пять-десять приложений в портфолио, то можно понять ее средний уровень.

Есть топовые компании на рынке, и, пусть их продукты мне не всегда нравятся, виден их постоянный и понятный уровень. Вы смотрите портфолио компании, вы выделяете для себя какой-то средний уровень, и вы понимаете, что она вам выдаст. Скорее всего, бизнес-процесс у нее настроен таким образом, что вы постоянно будете получать приложения такого качества, какое уже есть в портфолио. И второй, мне кажется, важный критерий — это пообщаться непосредственно с компанией, потому что разработка занимает месяц-два-три, потом идет поддержка. И если вам не понравится общаться с компанией, не понравятся ее ценности, это может привести к конфликтам.
Н. Б.: Согласен?
А. П.: Согласен. Я бы еще добавил, что необходимо встретиться хотя бы по Skype в видеосвязи и пообщаться с конкретным исполнителем, посмотреть, что это за человек.
Н. Б.: А не получится ли разговора слепого и глухого?
А. П.: Нет. Ну, если со стороны заказчика явится человек, вообще несведущий в IT, то, конечно...
Н. Б.: Как правило, так и происходит! Вы только что привели, буквально несколько минут назад, пример магазина белья и одежды.
А. П.: Все-таки люди занимаются приложением, хотя бы когда есть сайт. И сайт предполагает, что у вас есть хоть какой-то эксперт, пусть не в штате, пусть это компания-подрядчик, которая сделала IT-составляющую вашего бизнеса. Поэтому лучше, конечно, проводить переговоры, имея свою IT-экспертизу. Иначе действительно будет разговор слепого с глухим. Но я бы еще добавил, что нужно посмотреть конкретного исполнителя, потому что многое очень сильно будет зависеть от него даже в компании с хорошо выстроенными процессами. И второй момент: я бы обращал внимание на портфолио только в том случае, если оно вправду большое, если оно показывает средний уровень и он действительно поддерживается. Ну, это, как правило, топ-10, но там и ценник соответствующий. В таком случае вы действительно подписываете контракт с компанией, и это некая гарантия качества. В остальных случаях, если вы не берете топовых разработчиков, все будет достаточно индивидуально, и нужно будет смотреть исполнителя, общаться с его клиентами, стараться взять от них рекомендации. Здесь могут обнаружиться подводные камни.
Н. Б.: Дабы не откладывать самые вкусные вопросы на конец передачи, я немножечко переформирую наш сценарий и заговорю о деньгах, о ценовых категориях. Безусловно, любого зрителя, который будет смотреть эту передачу, интересует стоимость разработки, которая сложилась на российском рынке. Мне бы не хотелось сейчас, чтобы вы оперировали средней температурой по больнице, поэтому, Анатолий, можешь назвать сегмент, сроки исполнения и примерную стоимость?
А. Л.: Я могу сказать, что мы разрабатываем приложения только от 300 тыс. руб.
Н. Б.: Почему?
А. Л.: Потому что у нас процесс работы построен так, что за меньшую сумму приложения нам невыгодно делать.
Н. Б.: Может быть, у вас просто дорогие разработчики в Санкт-Петербурге, а в Украине было бы дешевле?
А. Л.: Нет, дело не в разработчиках. А у нас в процессе создания приложения участвует достаточно много человек. В первую очередь это аккаунт-менеджер, который общается с заказчиком, понимает его проблему, слушает его, взаимодействует с ним. Потом дизайнер, который, собственно говоря, это все рисует. Дальше включается программист, возможно, несколько программистов, тестировщики. Иногда подключается арт-директор.

На простое, обычное приложение у нас работает в компании четыре -шесть человек. И поэтому браться за проекты дешевле 300 тыс. для нас оказывается невыгодно.

Н. Б.: Хорошо, а по рынку? Ну, это вы вот такие.
А. Л.: Я разделил бы рынок на две части. Как Саша говорит, есть «компании-компании», то есть мы себя считаем компанией. На этом рынке 300 тыс. — это даже, наверное, мало. Иногда у более известных компаний и сильно дороже.
Н. Б.: Ну а если основываться на результатах вашего рейтинга, можно сейчас сказать, кто в топе находится и какие у них расценки?
А. Л.: В рейтинге мы на самом деле хотели поднять вопрос средней цены проекта, но не захотели люди общаться по этому поводу. Однако, в принципе, 300 тыс. и выше, по большому счету. То есть весь топ-10 — это 300 тыс. и дальше, зависит от объема приложения. Приложения рассчитываются в большинстве компаний по смете, то есть оценивается, сколько требуется труда дизайнера, сколько требуется труда программистов. У нас есть проекты, которые мы пишем год. Понятно, что они стоят не 300 тыс. руб.
Н. Б.: Саша, за все то время, пока ваше приложение делалось-переделывалось, сколько вы денег потратили?
А. П.: Я думаю, уже перевалило за 300 тыс…
Н. Б.: С учетом переделок?
А. П.: С учетом переделок, с учетом того, что мы сейчас делаем приложения под три платформы: iPhone, Android и Bada. Но если требуется создать качественное приложение, нужно сразу ориентироваться на ценник свыше 300 тыс. руб. Это адекватная стоимость относительно рынка, тем более если вы работаете с компанией. Было правильно замечено, что там есть труд аккаунт-менеджеров, арт-директоров, секретаря и т. д. И это, естественно, увеличивает ценник, но добавляет вам гарантии.

Ценник можно снизить, если вы найдете фрилансера. Он может так же качественно отрисовать дизайн и сделать приложение, ценник будет раза в два, может быть, даже в три ниже. Но надо понимать, что вы берете на себя риск, связанный с тем, что это конкретный человек, что он может в процессе не справиться, не потянуть какие-то дополнительные задачи.

Я бы так разделил: если у вас какое-то конкретное промоприложение, которое не планируется в длительной перспективе развивать, и это какая-то разовая акция, то можете ограничиться работой фрилансера. Но если приложение — часть вашего бизнеса, часть ваших продаж и вы планируете его в дальнейшем развивать как канал, то, конечно, стоит обратиться к серьезной компании, потому что с ней вы сможете выстроить долгосрочные отношения и обеспечить поддержку и развитие этого приложения.
Н. Б.: Ребята, а как происходит денежный обмен? Я, предположим, выбрал компанию или фрилансера, я им сначала 30% от установленной стоимости авансирую, а по окончании оставшуюся сумму. Или как?
А. Л.: Везде по-разному. У нас в компании все по договорам: 30% — предоплата, а оставшуюся часть суммы — после…
Н. Б.: Значит, я все-таки угадал с 30%!
А. Л.: А оставшуюся часть суммы — после появления приложения в магазинах.
Н. Б.: Саша?
А. П.: Ну, аналогичного порядка. Как правило, разработка разбивается на технологические этапы и поэтапно оплачивается. Примерно в три этапа 30%. Либо если приложение небольшое, тогда 50/50.
Н. Б.: На мой взгляд, очень большое заблуждение у игроков рынка, владельцев компаний: «Вот я заплатил эти 300 тыс., мне сделали приложение, все замечательно, я в шоколаде, бизнес получил новый маркетинговый инструмент». Но ведь это глубокое заблуждение! 300 тыс. руб. — это, наверное, 20% общих ваших расходов. Или 30%! Потому что большая часть расходов любого бизнеса, который решительно и серьезно решил заниматься мобильным приложением, — это продвижение. Анатолий?
А. Л.: Наиль, прямо читаете мои мысли.
Н. Б.: Я их знаю!
А. Л.: Мне эта проблема самому не дает покоя.

Есть много случаев, когда компания нам действительно платит 300 тыс. и забывает про свое приложение, не продвигает его, не обновляет новости, не отслеживает отзывы пользователей. Это фактически выброшенные на ветер деньги.

Мы стараемся заказчиков готовить: «Если вы хотите достичь результата, то вам нужно выделять человека со своей стороны, который будет этим заниматься и после окончания разработки поддерживать это все, продвигать и отслеживать отзывы пользователей». На самом деле мобильные приложения не только стоят эти 300 тыс. Это еще и труд со стороны заказчика в том числе, и под него нужно быть готовым выделять людей.
Н. Б.: До передачи ты назвал очень любопытные цифры относительно продвижения через App Store, включая то, сколько стоит попасть в топ. Можешь сейчас это нашим зрителям повторить?
А. Л.: Хорошо, повторю. Я знаю одну компанию — возможно, их на российском рынке больше, — которая берет 30$ тыс., или около миллиона рублей.
Н. Б.: За что?
А. Л.: За попадание приложения в топ-3, по-моему, российского рынка.
Н. Б.: App Store?
А. Л.: Да, российского App Store.
Н. Б.: То есть общего App Store, не какого-то раздела «Игры», «Финансы» и т. д.?
А. Л.: Да, общего App Store, и это только за попадание. За поддержание приложения в топе — еще десять тысяч, наверное, в день, я точно не помню цифру.
Н. Б.: Десять тысяч чего?
А. Л.: Долларов. Но они гарантируют, что вы действительно попадете в топ. Они знают свое дело, у них есть источники трафика и понимание, как это все делать.
Н. Б.: У тебя есть понимание, как это делать? Может, спалишь некоторые темы?
А. Л.: У меня есть понимание, что делать.
Н. Б.: Сейчас накрутка существует? Или же это все по-честному?
А. Л.: Ну, раньше это был самый дешевый способ, то есть было предложение гораздо дешевле, чем эти 300 тыс. По-моему, 10 тыс. за неделю.
Н. Б.: Ну, за неделю — это еще по-божески.
А. Л.: Да, и как раз компании это делали, накручивали ботами. Но сейчас пошел слух, что Apple начал с этим активно бороться, и многие люди, которые уже даже заплатили деньги, в итоге не получали результат. Сейчас я бы не стал с ботами рисковать.
Н. Б.: Ну а я же как заказчик не знаю, ботами накручивают мое приложение или нет. Мне ж только показатели приносят. Правильно, да? Саша головой кивает. Саша, сталкивались с этим?
А. П.: Ну, мы не продвигали свое приложение, у нас есть своя аудитория, на которую мы его ориентируем.
Н. Б.: И свои каналы информирования об этом приложении, да?
А. П.: Да. Поэтому мы не сталкивались с рисками, связанными с ботами. Но — по аналогии с социальными медиа — такая же ситуация, известный скандал, когда в качестве KPI ставилось количество фанатов, и количество фанатов просто наполнялось ботами. Это стандартная схема. Видимо, и в случае с мобильными приложениями она так же реализована.
А. Л.: Я добавлю, что боты в мобильных приложениях — это хорошо на самом деле.
Н. Б.: Чем?
А. Л.: Основной источник трафика установок для мобильных приложений сейчас — топы маркетов. Это App Store, Google Play. Если Play, то это активные установки, если App Store, то количество заказчиков за последние четыре дня с разными коэффициентами.

Почему боты работают? Вы даете компании деньги, она ботами накручивает скачиваемость вашего приложения для нужных критериев, вы попадаете в топ, и дальше вы получаете естественный трафик с «длинным хвостом».

А. П.: Живой трафик.
А. Л.: То есть боты в продвижении мобильных приложений — это…
Н. Б.: Локомотив такой?
А. Л.: Для бизнеса хорошо, да. Но говорят, что с этим стали бороться, и Apple — достаточно жесткая компания, и если это все действительно так, то приложения могут удалить вместе с аккаунтом.
Н. Б.: Представитель одного из крупнейших в Рунете онлайн-кинотеатров как-то в Facebook заявил: друзья, ура, у нас новый порог — 3 млн установок приложения нашего онлайн-кинотеатра. На свой вопрос «Товарищ, а сколько из них сейчас активно используется?» ответа, к сожалению, я не получил. Вот хотелось бы узнать.
А. Л.: Я не знаю, насколько это правда. От того же онлайн-кинотеатра я слышал цифру 300 тыс. активных установок.
Н. Б.: 300 тыс., прошу прощения.
А. Л.: Нет-нет, я слышал обе цифры от них, но это же неофициальное заявление, поэтому…
Н. Б.: Ну а вообще есть какой-то коэффициент?
А. Л.: Вообще, цифры в мобильном рынке, так скажем, личное мнение каждого. Здесь нет четких цифр. Даже нет, например, статистики, сколько сейчас устройств в России. Вот, на мой взгляд, в России сейчас около 4 млн iPhone, около 700 тыс. iPad. Это, кстати, официальная статистика «Яндекса» по iPad, просто я умножил на четыре и получил iPhone. Как-то так. И Android, соответственно, около 5 млн. Если популярный онлайн-кинотеатр утверждает, что у него было около 3 млн установок на этих двух платформах, значит, у каждого второго пользователя смартфонов в России стоит их приложение, но насколько это правда, я не знаю.
Н. Б.: Ну, оно может просто стоять, но не использоваться.
А. Л.: Его могут, более того, удалить, то есть, скорее всего, это просто установки за всю жизнь, и приложения потом удалят, и они не учитываются в этой цифре, скорее всего.
Н. Б.: Хорошо, тогда перейдем к еще одной из важной теме: под какую платформу сегодня наиболее выгодно, интересно и правильно делать приложения? Саша, скажи, пожалуйста, когда вы выходили на рынок в поиске разработчика, вы искали разработчика сразу под три платформы?
А. П.: Нет, мы шли планомерно. Конечно, первой была платформа iPhone как некое знаковое направление, куда все стремились. Но по факту сейчас ажиотаж и спрос на Android-приложения от наших пользователей. Может быть, даже выше, чем на iPhone-версию.
Н. Б.: А цифры можете привести? Cоотношение?
А. П.: Примерно одинаково, но процентов на пять Android более востребован, может быть, даже на 10%, чем iPhone-приложения. Связано это, конечно, с тем, что Android активно продвигаются, активно производятся различными компаниями, в отличие от iPhone, который выпускается только Apple. И ценовой порог входа для обладания Android гораздо ниже. Сейчас он на уровне, по-моему, 3-5 тыс. руб. за смартфон. Поэтому, естественно, охват с точки зрения Android растет, и спрос на разработку растет. Конечно, аудитория iPhone более платящая, они привыкли платить, для этого есть стандартные инструменты, к которым их приучили. Но нам нет разницы, какая платформа, потому что монетизация идет за счет подписки.
Н. Б.: Что сейчас наиболее привлекательно и выгодно — первая часть вопроса. А вторая — сколько вообще сегодня стоит разработка на различных платформах?
А. Л.: Мы, я и наша компания, рассматриваем вообще только три платформы: iPhone, Android и Windows Phone 7, и то Windows Phone 7 только потому, что это модно.
Н. Б.: Среди кого?
А. Л.: Среди айтишников. То есть Microsoft активно свою платформу пытается продвинуть. Всем известен контракт с Nokia и то, что все Nokia-смартфоны сейчас в России — на WP7.
Н. Б.: Я не случайно задал дополнительный вопрос, хотелось бы услышать твой компетентный ответ. Предположим, есть аудитория — и что эта аудитория наиболее активно использует? Вот ты сказал: айтишники — это Windows Phone 7.
А. Л.: Нет, Windows Phone — это модно, но там людей пока нет, к сожалению. Договорю все-таки про платформы. Фактически мы рассматриваем как имеющие смысл платформы iPhone и Android. Все-таки приоритет, наверное, у iPhone, потому что пользователи привыкли там скачивать приложения. Не только покупать: они их лучше скачивают, они активнее пользуются. Это известная всемирная статистика. Более того, я читал буквально на днях интересную англоязычную статью: представитель какого-то интернет-магазина говорил, что у них есть приложения iPhone, Android, через них идет 25% продаж, притом что через iPhone идет 95% из них.
Н. Б.: Вот так даже!
А. Л.: Да, я с ним согласен, и мне кажется, что iPhone — это более перспективная платформа.
Н. Б.: По распределению. Возьмем территорию России. Есть утверждение, что iPhone наиболее привлекателен и интересен в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, ну, может быть, Екатеринбурге, где наиболее состоятельная аудитория, платежеспособная. А вся остальная региональная составляющая — это все, что на базе Android сделано. Это так или нет? У вас есть какие-то цифры?
А. Л.: Возможно, это так, соглашусь, потому что Android действительно дешевле, но, с другой стороны, почему тогда мы говорим об iPhone, Android? У нас есть Symbian, который сейчас лидирует на рынке. У него сколько — 50%?
Н. Б.: Ну что-то вот о нем я вообще даже не сказал. Они почти у каждого. У кого Nokia старые, они на Symbian.
А. Л.: Проблема в том, что там нет инфраструктуры, никто не скачивает приложения. Сколько бы у вас ни было Android, если они себя неактивно ведут, то аудитория, которой вы сможете достигнуть своим приложением, будет меньше в итоге.
Н. Б.: Стоимость разработок существенно разнится на iPhone и Android?
А. Л.: Обычно все-таки ровная стоимость будет на iPhone и на Android. Мы берем чуть дороже, потому что нам сложнее разрабатывать под Android из-за фрагментации. То есть у нас для тестирования сейчас лежит около 20 устройств Android, там куча разных телефонов: большие, маленькие, всякие разные планшеты, на каждом — свои проблемы, свои разрешения. В общем, фрагментация Android добавляет сильной головной боли разработчику.
Н. Б.: Android-разработчиков у нас достаточное количество? IPhone — это каждый кулик, каждый фрилансер.
А. Л.: Разработчиков — именно программистов или компаний?
Н. Б.: Людей в целом.
А. Л.: Людей, мне кажется, примерно поровну, порог входа в Android даже ниже, потому что там Java. На самом деле людей не хватает ни там, ни там. Их одинаково везде не хватает. Кого больше, не скажу.
Н. Б.: Сделаем краткий экскурс в ценообразование. Предположим, я прихожу в ту или иную компанию — не буду называть твою, Анатолий, —и говорю, что мне нужно приложение для iPhone, вы мне выкатываете стоимость 300 тыс. рублей. А если я говорю, что мне для iPhone и Android, то получится ли так, что разработка на каждого будет стоить 200 тыс. руб., а в итоге — 400 тыс.? Ну или 250 тыс., а в итоге 500 тыс.? Или же и 300 тыс. на iPhone, и 300 тыс. на Android?
А. Л.: Я думаю, скорее всего, что 300 тыс. на iPhone и 300 тыс. на Android. Возможно, Android дороже. Зависит от того, какие устройства нужно поддерживать. Там же еще сейчас активно около пяти версий Android, сама операционная система тоже добавляет боли головной. Я бы удваивал для простоты.
Н. Б.: Хорошо, время неумолимо нас подстегивает, но я все-таки хочу тебя, Саша, еще раз попросить: может быть, есть какие-то дополнения, предостережения и советы владельцам бизнесов? Что они должны знать при выборе партнера-разработчика, при работе с ним?

А. П.: При сотрудничестве важно выделять, насколько активно отчитывается подрядчик, насколько живо он рассказывает о текущей ситуации, подробно ли информирует вас о ходе разработки.

Возможно, он тянет, не отвечает на запрос. Понятно, что это негативный фактор и в дальнейшем ситуация вряд ли улучшится. Это первое. Второй момент — стабильность тех продуктов, которые он выпускает. Чем меньше доработок происходит, тем лучше. Но, как правило, это связано с качеством, и есть риск, что в конечном итоге вы все равно получите недоработанное приложение, которым будете заниматься сами, ища нового подрядчика, чтобы он переделал какие-то баги и т. д.
Н. Б.: Извини, я тебя сейчас перебью. Ты перечисляешь ошибки, с которыми вы сами столкнулись?
А. П.: Да-да, это те ошибки. Ну и третий момент — это понимание того, насколько вам важен продукт — мобильное приложение, насколько вы его планируете дальше развивать. Если планируете, то выбирайте долгоиграющую историю, то есть компанию-разработчика, у которой видны длительные перспективы. Потому что конкретный человек может поменять сферу деятельности, свернуться, тогда вы останетесь с неким кодом. Хорошо, если он размечен, закомментирован, и плохо, если это какие-то цифры, буквы, с которыми придется долго разбираться.
Н. Б.: Спасибо, Саша. Анатолий, тебе тот же самый вопрос, но с точки зрения непосредственно исполнителя. Прежде чем начнешь отвечать, скажи: а случается ли так, что разработчики отказываются от выполнения задач? И в каких случаях?
А. Л.: Наши? Внутри компании?
Н. Б.: Да. И не только? За что не берутся?
А. Л.: На каком уровне отношений: «компания — компания» или разработчики внутри нашей компании?
Н. Б.: Нет, «компания — компания», конечно же.
А. Л.: В нашей практике такого не было, подходили достаточно близко, но всегда урегулировали вопрос. Все-таки есть договор, который обе стороны обязывает. Если договор подписан, то все-таки какая-то версия приложения, которая была обговорена, выпускается. Мы стараемся не сотрудничать…
Н. Б.: А до договора, когда еще договоренности только?
А. Л.: До договора мы стараемся не сотрудничать, если человек нам не нравится, прямо скажем. Если мы понимаем, что нам сложно будет найти общий язык с человеком, мы стараемся не сотрудничать.
Н. Б.: То есть он картавит, заикается, прячет глаза в пол?
А. Л.: Нет, не это!
Н. Б.: С другой стороны, он приехал на Bentley…
А. Л.: Речь не про личные дефекты, а скорее про понимание человека: нужно ли ему это мобильное приложение на самом деле, сколько он готов в это вкладывать силы и т. д.
Н. Б.: Как это случается в других сферах, которые уже сейчас набрали обороты, заказчик боится, что исполнитель влезет во всю финансовую цепочку его бизнеса, во все его бизнес-процессы, и неохотно его туда пускает. Как вы преодолеваете этот барьер? Предположим, я заказываю какой-то инструмент, связанный с моим финансовым сервисом, или еще что-то. Ведь я должен в святая святых пустить разработчика, чьи программисты сидят в Украине.
А. Л.: Кстати, наши не сидят. Вот у нас интересное правило в компании: мы в любом проекте разбираемся и как раз вникаем в бизнес-процессы.
Н. Б.: Насколько охотно заказчики пускают вас?
А. Л.: Это просто обязательное условие работы с нами. И не было пока проблем. Мы подписываем NDA достаточно серьезно со своей стороны, и пока мы не сталкивались с таким, чтобы заказчик не пускал нас в бизнес-процессы. Может быть, потому, что мы не со всеми начинаем сотрудничать.
Н. Б.: Это я уже слышал. Саша, случается такое, да?
А. П.: С нашей стороны таких проблем не было, потому что есть понимание, учитывая особенности нашего приложения, что это приложение с синхронизации с базой данных и т. д. Наоборот, мы охотно идем на контакт, так как понимаем, что приложение — это сильная составляющая нашего продукта и нельзя его делать в каком-то отдельном черном ящике, не связывая с основным сайтом. Мы стараемся максимально интегрировать наши бизнес-процессы, чтобы люди видели, как у нас идет разработка, какие моменты с нашей стороны есть и т. д.
Н. Б.: Анатолий, ну и несколько ценных советов тем зрителям, которые, как я говорил неоднократно, являются владельцами бизнесов и хотят делать приложения. Какими этих владельцев хотят видеть разработчики мобильных приложений?
А. Л.: Я бы начал со странного совета.

Если вам есть куда потратить эти 300-500 тыс., то потратьте их лучше, наверное, в другое место.

Н. Б.: В «контекст», в SEO-продвижение, в новые виды рекламы.
А. Л.: Да, просто я могу привести примеры…
Н. Б.: То есть вы сейчас отговариваете?
А. Л.: Да, я хочу привести пример, как мы отговаривали людей. Просто нам это не нужно! Наша стратегия в том, что мы с заказчиком душа в душу долгосрочно работаем. И если мы возьмемся за его приложение, заранее понимая, что у него ничего не получится, то негатив-то на нас пойдет.
Н. Б.: Но, с другой стороны, деньги не пахнут, вам разве не без разницы? Получится не получится… Вы свою работу сделали — и все!
А. Л.: Мы странные ребята. У нас есть какие-то ценности, и одна из них — это долгосрочные отношения с заказчиками. Посмотрим через пару лет, насколько это окупится. Так вот, пример: звонит, собственно, потенциальный заказчик и говорит, что хочет открыть интернет-магазин по продаже цветов, ему нужно разработать фирменный стиль, сайт, в том числе требуется мобильное приложение.
Н. Б.: Отлично, идеальный заказчик.
А. Л.: Ну, мы его отговорили от мобильного приложения, потому что запускать новый бизнес по продаже цветов... Я просто привел примеры трех цветочных приложений в App Store российском. У этих приложений меньше десяти отзывов. То есть видно по внешним критериям, что эти приложения себя ни разу даже не окупили и никто ими не пользуется.
Н. Б.: Ну, просто они отзывы не накачали.
А. Л.: Может быть. Но объяснили ситуацию человеку, и заказчик убедился, что действительно с мобильного приложения начинать ему не стоит.
Н. Б.: Так он же хотел одновременно начать!
А. Л.: Мы не делаем фирменные стили, сайты, поэтому...
Н. Б.: Понял.
А. Л.: Фирменный стиль и сайт, я думаю, он сделал, раз у него были деньги, и он хотел начать новый бизнес, но, надеюсь, от мобильного приложения мы его на том этапе отговорили. Основной совет: действительно подумайте, есть ли у вас силы, деньги и время, чтобы этим заниматься. Потому что сейчас это сложно, это новая область, не нужно это бросать на полдороге и т. д. Вот если вы твердо решили идти куда-то, тогда нужно внимательно отнестись к выбору подрядчика. Я даже писал на эту тему пару статей. Как мы обговорили, нужно внимательно посмотреть на портфолио компании, пообщаться с людьми непосредственно, потому что вам дни и месяцы, а если все пойдет, то годы общаться с разработчиком. А основной критерий, наверное, качество продукта, адекватность исполнителя.
Н. Б.: Ну что ж, дорогие друзья, мы осветили множество вопросов, которые интересовали как непосредственно нас, так и аудиторию, в отношении того, как живет сфера мобильной разработки и каковы на сегодняшний день основные критерии взаимоотношений между заказчиком и исполнителем. Мне остается пожелать вам хороших, правильных, лояльных и интересных заказчиков! Ну а вам, Саша, двигаться вперед, разрабатывать новые инструменты продвижения ваших товаров и услуг, ну и всего самого наилучшего! Большое вам спасибо, друзья!
А. П.: Спасибо вам!
А. Л.: Спасибо!
Н. Б.: Ну а вам, дорогие друзья, хочу посоветовать повнимательнее посмотреть в сторону мобильных приложений, воспользоваться советами наших гостей передачи и еще раз пересмотреть свои ожидания относительно того, нужно ли вам сегодня мобильное приложение. Оно от вас никуда не убежит, но если вы внимательно присмотритесь к тому, как работают на рынке те или иные компании, которые конкурируют с вами, то вы для себя сделаете определенные выводы. До новых встреч, пока! И не переключайте канал SeoPult.TV.

Развернуть текстовую версию
Комментарии
Похожие видео