Регистрация
Зарегистрируйся на сайте и получи доступ к полному контенту сайта и подпискам бесплатно!

Продвижение мобильных приложений

68
0
4 808 2
Аудио Текст
25 июля 2012

Создать мобильное приложение половина дела. Чтобы оно было успешным, его необходимо продвигать. Как это технически выполнить, какие факторы нужно учесть в AppStore, а какие в Google Play Market, объясняет менеджер по развитию бизнеса петербургского агентства Touch Instinct Анатолий Ларин.

Из программы вы узнаете:
в чем различия в привлечении трафика на сайт и в мобильное приложение;
как встраивать системы аналитики;
как работают магазины AppStore и Google Play;
как попасть в топ AppStore и Google Play;
что такое внутренняя оптимизация приложений;
какие этапы продажи приложений выделяются и каким следует уделить
особое внимание;
как работать с отзывами в магазинах приложений;
как осуществляется SEO по маркетам;
какие принципы внешнего продвижения существуют сегодня: мобильный и
классический PR, промостраницы, социальные сети, мобильная реклама;
и многое другое.

Анатолий Ларин: Здравствуйте, уважаемые зрители! Меня зовут Анатолий Ларин, я работаю в компании Touch Instinct, и сегодня мы поговорим с вами про продвижение мобильных приложений. Вкратце мы изучим четыре больших блока. Это статистика смартфонов в России, чтобы вы понимали, на что можете рассчитывать при продвижении своего мобильного приложения. Про магазины App Store и Google Play: как они работают, как они помогают вам в получении установок, как работает поиск, как работают топы. Следующий большой блок — это внутренняя оптимизация, то есть что нужно сделать с приложением при выкладке в магазин, какой должна быть иконка, каким должно быть описание и т. д. И внешнее продвижение — это непосредственно обзор на различных сайтах, закупка рекламы и ваш существующий канал. Приступим!
Во многом привлечение трафика на мобильное приложение похоже на сайты. У нас есть какой-то набор инструментов для сайтов: это PR-трафик, SEO, контекстная реклама, баннеры, социальные сети и т. д. Все эти каналы сходятся на вашем сайте, дают вам посетителей. В Вебе вы можете все измерить, узнать, сколько вам каждый канал дает посетителей, какая конверсия, сколько вам это стоит, и распределять бюджеты равномерно между каналами, чтобы оптимизировать конверсию. В мобильных приложениях есть свои каналы, отличные от каналов продвижения сайтов, и с ними на данный момент все гораздо сложнее, и сейчас объясню почему. Какие у нас основные каналы для мобильных приложений, для привлечения трафика в них? Это топы магазинов, это поиск магазинов, это обзоры на мобильных сайтах, это существующие ваши каналы, то есть какую-то часть посетителей со своего сайта или из своего бизнеса вы можете загнать на мобильное приложение, достаточно немного на самом деле — около 10%. И мобильная реклама похожа на обычную интернет-рекламу, только сейчас она несколько дороже и таргетируется только на мобильные устройства. Какие здесь есть сложности? Сложности две. Во-первых, даже если вы приведете своего человека на страничку своего мобильного приложения в магазине, он может его не установить, и даже вы вряд ли об этом узнаете. Вторая большая проблема — подсчеты. Фактически на данный момент в мобильном приложении нельзя узнать, откуда пришел к вам посетитель. Каким-то образом есть возможность отслеживать мобильную рекламу, но нельзя досконально вызнать, откуда он пришел — из топа, из поиска, с обзорного сайта, с вашего сайта, просто друзья ему рассказали. Поэтому здесь стоит вопросик, и приходится при продвижении мобильных приложений много думать, много экспериментировать. Прежде чем вы начнете продвижение своего мобильного приложения, даже разработку, нужно обязательно встроить систему аналитики. Существующие средства Google Play и App Store достаточно мало возможностей дают, и практически ничего у них не узнать. Поэтому, если вы делаете сами, задумаетесь об этом или скажите отделу разработки, а если наняли подрядчиков, сразу же в ТЗ укажите, что вам нужна система аналитики, встроенная в приложение. На данный момент я рекомендую две системы — Flurry или Google Analytics. Flurry раньше был лучше, потому что был изначально заточен под мобильные устройства, но Google Analytics постепенно подтягивается, буквально неделю назад они выпустили мобильную версию. Встройте эти системы, после релиза приложения они вам очень пригодятся.
Чтобы мастер-класс был не столь скучным, мы разберем с вами большинство вещей на примерах. У нас есть абстрактный интернет-магазин одежды, мы продаем только премиум-бренды: Armani всякие, Dolce&Gabbana; в ассортименте у нас будет все, что нужно девушке, — это одежда, обувь и сумки. У нас только доставка, у нас нет пунктов выдачи, у нас нет своих салонов, своих бутиков. Итак, на что можно рассчитывать? Немножко поговорим о цифрах. Сразу предупрежу, что цифры — это мое личное мнение, сейчас официальной статистики, к сожалению, нигде нет, поэтому всем приходится как-то догадываться, но большинство цифр сходится, поэтому порядку можно верить. За основу берем 700 тыс. iPad, о которых нам рассказывает «Яндекс» в своем исследовании, и смотрим, что в России и в мире продается в четыре раза больше iPhone, чем iPad. Соответственно, в России есть плюс-минус 4 млн iPhone, около 5-6 млн Android и очень-очень мало Android-«таблеток» (они не пользуются популярностью). Из 4 млн iPhone половина находится сейчас в Москве и области, а четверть — в Петербурге. То есть если вы интернет-магазин одежды, который работает только по Петербургу, то ваша максимальная аудитория для iPhone-приложений — это миллион пользователей. Ну, миллион — это заоблачная вышина, которой, наверное, никто не достигнет, потому что не всем нужна одежда премиум-класса. Можно ориентироваться, наверное, в лучшем случае на 10%. Небольшая подсказка по поводу того, как примерно оценить оптимальный объем своей аудитории приложения. Это трафик вашего сайта. Если у нас интернет-магазин, мы знаем, кто заходит к нам на сайт, знаем, с каких устройств. Возьмите статистику и посмотрите, сколько среди них iPhone. Обычно это около 10% дневного трафика, и это то, на что вы можете рассчитывать, если хорошо проведете рекламную кампанию. Самая важная вещь, которую нужно понять про мобильные приложения, — это то, что они у пользователя берутся не просто так: он их должен скачать из магазинов приложений. А магазины приложений крайне заинтересованы в том, чтобы давать пользователю новые качественные приложения, поднимая их среди некачественных и учитывая то, что ему важно. Вот сейчас просмотрим механизмы, которые они используют в этих целях.
На картинке у нас так называемый топ App Store. Что собой представляет топ App Store? Это список приложений, которых за последние четыре дня было скачано больше всего. Там есть определенный коэффициент, но если по-простому, то это количество установок за последние четыре дня. Вот в этот топ большинство владельцев iPhone в России, да и, в общем-то, во всем мире смотрит раз в неделю или даже каждый день. Это основное место, откуда они узнают про новые приложения. И если больше человек начинает скачивать ваше приложение, вы попадаете в топ, и чем дольше вы висите в топе, тем больше у вас скачиваний. Это основной и очень хороший показатель и канал трафика для вашего приложения.

Фактически, если вы попадете в топ App Store — в топ-3, в топ-5 — это отлично, можете считать, что вы практически добились своей цели. На сегодня, чтобы попасть в топ App Store на первую позицию среди бесплатных приложений, вам нужно около 15 тыс. скачиваний.

Вспомним предыдущий слайд, где мы рассматривали вашу потенциальную аудиторию. Сравните эти цифры. Сможете ли вы найти 15 тыс. скачиваний в четыре дня, какой это процент от вашей аудитории? Если набирается с трудом, то все вещи нужно делать быстро, чтобы эта аудитория максимально быстро скачала ваше приложение и вы попали в топ.
Кроме топа общего, где появляются все приложения, есть топы категорий. Топы категорий тоже достаточно мощный инструмент, и количество загрузок там на порядок меньше, то есть для попадания в него достаточно 1 тыс. или 5 тыс. загрузок, в зависимости от категории вашего приложения, в день. Категории разнообразные: «Книги», «Бизнес», «Образ жизни», куда сейчас пихают все бизнес-приложения, и вот буквально на днях у нас появится категория «Еда и напитки». Когда будете размещать свое приложение в App Store, подумайте, где наиболее разумно его разместить, выберите две категории и посмотрите, с кем вы будете конкурировать.
Краткое резюме: важно количество установок в App Store за последние четыре дня; чтобы попасть в топ, нужно около 15 тыс. установок, и даже не за эти четыре дня, а именно в последний день из четырех; для топа категории в день нужно 5 тыс. установок. Важный момент: в топе Apple проще всего сейчас находиться новым приложениям, то есть, как вы понимаете, скачки за четыре дня больше актуальны для новых приложений, потому что старые уже все скачали. Другой нюанс: если вы успеете попасть в топ категории и в нем закрепиться, то это будет своеобразная рекламная витрина для вашего бизнеса; любой заходит в топ категории и видит, что там висит Avito, висит Auto.ru и висит ваше приложение, которое торгует одеждой. Люди его скачивают и вспоминают про ваш бренд. Еще одно: в App Store приложения проверяются минимум две недели, и эту цифру нужно учитывать, то есть никакое обновление с исправлением ошибок, никакой выпуск новой версии вы не сможете сделать быстрее чем за две недели. К счастью, в это время вы сможете заняться внутренней оптимизацией приложения, составить все тексты и правильные ключевые слова, но это накладывает некоторые ограничения с точки зрения размещения обзоров. Об этом поговорим попозже.
Второй магазин, который я бы хотел сегодня рассмотреть, — это Google Play для аппаратов на Android, которых у нас больше, но они дешевле. Там тоже есть топы — вот он показан на картинке, — но, к сожалению, работают они по-другому. В Google Play есть несколько топов: это бесплатный топ, который строится на основании активных установок всего, то есть берется количество людей, у которых сейчас на телефоне стоит ваше приложение, и по этой цифре приложения попадают в топ, упорядочиваются. Какой вывод?

В Google Play проще всего старым приложениям. Если у вас хорошее новое приложение, то вряд ли его кто-то заметит.

Если приложение старое и популярное, например Skype, то оно будет висеть в топе, а вот ваш маленький магазин одежды может туда и не попасть, потому что у него будет маленькая аудитория. Поэтому если вы будете выбирать между платформами, то присмотритесь для начала к App Store: там проще попасть в топы приложений и набрать большее количество установок. Google Play пытается решить эту проблему, у него есть второй топ — New Free, куда попадают приложения не старше 30 дней, то есть свежевыпущенные, и он ранжируется также по свежим установкам, то есть вполне можно попасть в этот топ. Минус: в категориях, про которые мы с вами говорили раньше, — «Одежда», «Бизнес», Lifestyle, — учитываются активные установки, а также несколько других критериев, менее важных, и, чтобы попасть в категорию Google Play, вам все равно нужно набрать большой объем аудитории и конкурировать с такими гигантами, как «ВКонтакте» или Skype. Поэтому в Google Play у нас хорошо только старым приложениям, учитывайте это. Зато есть и плюсы: нет никаких проверок на размещение, приложения попадают в Google Play сразу же, можно на ходу менять тексты, ключевые слова, название и т. д.
Мы рассмотрели с вами AppStore и Google Play, рассмотрели историю топов. Как попасть в топы? Я бы выделил два варианта. Первый, который сейчас показан на слайде, — это боты. О чем речь? Это когда либо специальные китайцы, либо автоматические системы устанавливают ваше приложение большой массой своей в течение дня. Это методика стоила достаточно дешево, то есть около 10$ тыс. за неделю в российском топе — достаточно небольшая сумма. Было эффективно, потому что вы попадаете дешево в топ и начинаете получать уже реальные установки от реальных людей, которые видят ваше приложение там. Но, к сожалению, на данный момент эта технология стала опасной, потому что Apple с этим активно борется, и вас могут просто удалить, если вы ею воспользуетесь. В общем, я не рекомендовал бы пользоваться этой технологией, если вы хотите строить свой бизнес долгосрочно, а не собрать деньги с пользователей в течение недели. Второй вариант — сделать хорошее, нужное приложение, то есть приятное людям и решающее задачи ваших покупателей или пользователей. Почему его продвигать проще? Потому что люди начинают показывать друзьям ваше приложение, делиться, рекомендовать его, ставить ему хорошие рейтинги, и все это учитывается и влияет на позицию у вас в топе и дает вам трафик. Поэтому, когда вы будете разрабатывать приложение, старайтесь его сделать удобным и хорошим.
Внутренняя оптимизация — это история про оптимизацию вашего приложения, его странички в магазине, то, как его сделать эффективно, чтобы пользователи его скачивали, чтобы была высокая конверсия. Рассмотрим процесс продажи в приложении. Можно выделить шесть этапов в том, как пользователь знакомится с вашим приложением в магазине. Я буду использовать скриншоты из App Store, с Google Play история похожая. Внизу на слайде вы можете видеть элемент из списка топа или результатов поиска. Что видит у нас пользователь? В первую очередь он обращает внимание на вашу иконку, здесь это приложение Be-In — красивая красная сумка с их логотипом. Он обращает внимание на вашу иконку, он обращает внимание на название и обращает внимание на количество звезд, которые поставили пользователи вашему приложению. Звезды формируются очень просто: пользователь, который скачал ваше приложение, если хочет, может оставить рейтинг, поставив от одной до пяти звезды и написав комментарий. Если, как в примере с Be-In, мы видим пять звезд, значит, приложение хорошее, оно нравится пользователям. Видно и количество оценок: чем больше оценок, тем больше человек скачало приложение, тем оно популярнее и т. д. То есть первые три вещи, на которые нужно обратить внимание, — это иконка, название и рейтинг. Поговорим про них подробнее.
Иконка. Хотя это достаточно маленькая картинка, она очень-очень важна по нескольким причинам. Во-первых, когда пользователи бегло просматривают топ, чаще всего они смотрят именно на иконки, и, если ваша иконка красивая и качественная, это может заставить пользователя перейти внутрь или, по крайней мере, обратить внимание на ваше приложение. Кроме того, иконка должна выделяться среди конкурентов и выделяться на «Рабочем столе»: когда пользователь поставил ваше приложение на iPhone, оно у него висит на «Рабочем столе». Чем ярче будет иконка, чем она будет интересней, тем чаще пользователь будет вспоминать про вас и заходить в приложение; это тоже дает определенные плюсы. И конечно же, иконка должна отражать тематику, то есть не стоит для магазина одежды рисовать бургеры: это не приведет, скорее всего, ни к чему хорошему. У нас на сайте есть инструмент, который, может быть, будет вам полезен. Туда достаточно загрузить картинку, и этот инструмент выдаст вам различные изображения топов App Store, рабочего экрана, и вы сможете сравнить свою иконку с иконками приложений конкурентов, которые сейчас находятся в топе. На последнем этапе это будет достаточно полезно.
Вернемся к нашему примеру с одеждой. Я, честно говоря, не дизайнер, поэтому просто взял из русского App Store большинство иконок, которые у нас есть: это Be-In, Mascotte, Net-a-Porter, новое приложение, Deal Hunter и Asos. Как вы видите, кто-то из них использует свой логотип на сумке, кто-то использует варианты одежды. Если бы я рисовал иконку для интернет-магазина одежды, я бы не стал использовать метафору сумки: она используется достаточно часто. Идея Net-a-Porter с мужским пиджаком хороша. Идея логотипа, если ваш бренд широко известен и многие узнают лого, тоже правильна. Поэтому посмотрите на иконки конкурентов, придумайте какую-нибудь красивую метафору и качественно ее отрисуйте.
Что дальше происходит? Пользователь зашел на страничку магазина на приложение. Это скриншот с iPhone. Еще App Store доступен с iPad и с Веба, но пока мы рассмотрим только iPhone. Что он видит дальше? Он видит описание вашего приложения, скриншоты и полнотекстовые отзывы других пользователей. Важно работать над этими тремя вещами тоже, потому что они непосредственно влияют на то, нажмет он кнопку «Установить» или нет. Все эти вещи должны быть идеальны, красивы, они должны продавать ваше приложение. Давайте рассмотрим их подробнее.
Описание.

Описание приложения должно строиться, наверное, как журналистский материал, то есть по принципу пирамиды.

В первом абзаце вы должны кратко и по делу описать все преимущества и качества своего приложения. Если вы конкурируете по цене, например, то очень хорошо описать конкретные примеры того, где у вас дешево. Иначе говоря, описываете основную функцию и какие-то дополнительные преимущества. Например, у нас бренды в два раза дешевле, туфли Dolce&Gabbana — всего 1,5 тыс. руб. 20 коп. В следующих абзацах мы списочком перечисляем функции и преимущества нашего приложения, то есть рассказываем, что оно, допустим, позволяет синхронизироваться с сайтом, следить за новинками модных брендов, делать заказы и т. д. Если вы пошли по пути постепенного развития приложения, то есть выпустили небольшой функционал для проверки, очень хорошей идеей будет написать, что ждать пользователю в будущих версиях. Как бы странно это ни звучало, пользователь обращает на это внимание, и это влияет на покупку: вы можете пообещать им златые горы, и они скачают приложение, чтобы потом получить апдейт. Очень хорошо работают достижения вашего приложения: «Мы набрали миллион пользователей», «Мы заняли первое место в App Store». Цитаты различных известных людей в интернете, в СМИ, положительные отзывы ваших пользователей очень хорошо работают.
Давайте попробуем посмотреть пример магазина одежды. Собственно, первый абзац: «Выбирайте одежду ведущих брендов в любом месте в любое время». Мы описали основной функционал, добавили пару известных марок, чтобы пользователь сразу понимал, о чем речь, и указали, что у нас есть в том числе новинки, распродажи. И я выдумал отзыв Наташи Королевой. Делать так не стоит, если настоящая Наташа Королева так не говорила. Хорошая идея — поместить его в самое начало: люди доверяют чужим отзывам. Дальше просто описываем функции приложения достаточно подробно и, если потребуется, уточняем, чего пользователю ждать в будущем.
Следующий важный момент принятия решения, и он иногда даже важнее, чем описание. Это скриншот приложения. Какая цель у скриншотов? Показать дизайн вашего приложения, показать, что он красивый и удобный, потому что иногда бывает странное приложение в App Store, и если пользователь видит некрасивый скриншот, то он может его не скачать. Важно донести суть вашего приложения. Не нужно делать скриншот о программе, не нужно делать скриншот из сплэш-скрина. Сделайте скриншоты основных экранов, основной функции приложения. Если мы продаем одежду, то мне нужно сделать скриншот списка одежды, мне нужно сделать скриншот списка туфель и, возможно, показать «Корзину» или еще какие-то классные моменты. В App Store можно вставить любую картинку в скриншоты, поэтому, если вы хотите передать пользователю какие-то эмоции, можете вместо одной картинки вставить красивую девушку в платье или фотку туфель, например. Это тоже иногда работает и передает некие эмоции вашим покупателям. В магазине Google Play можно еще вставить видео. Я очень рекомендую потратиться и сделать это, потому что многие пользователи любят смотреть видео с вашим приложением. Последний момент принятия решения, который расположен в самом низу, — это отзывы. Как нужно работать с отзывами? Это очень близко к начальному SMM, то есть их нужно обязательно отслеживать. Вот ссылка на прекрасный инструмент компании Boloid.com. Водите название вашего приложения, и каждый день с утра вам приходят новые отзывы, новый рейтинг вашего приложения. Ну, иногда бывает, что пользователи оставляют странные отзывы с матом, не очень корректные, мало кто об этом знает, но вы можете эти отзывы удалять. У каждого отзыва есть кнопочка «Оставить жалобу», нажимаете на нее и подробно описываете, почему вы считаете, что этот человек не прав. Очень часто Apple идет навстречу и эти отзывы удаляет. Чем меньше у вас негативных отзывов, тем лучше. И неочевидный момент, который, возможно, не все знают: после каждого релиза приложения вам нужно самим оставлять отзывы, иначе у вас будут пустые звездочки, и пользователю будет казаться, что приложение пока то ли никому не нужное, то ли очень новое, и это будет плохо влиять на конверсию. Поэтому найдите десять iPhone у себя в компании, попросите друзей и наоставляйте правдоподобных отзывов. Отзывы должны быть достаточно честные, потому что люди не дураки и могут понять, что это неправда. Перечислите плюсы приложения и перечислите минусы. Не пишите длинно — длинно обычно никто не пишет. Совершайте всякие ошибки. Главное, генерируйте десять отзывов после каждого релиза или больше, это поможет вам увеличить количество установок приложения.
Собственно, мы рассмотрели процесс продажи вашего приложения, это была первая большая часть внутренней оптимизации. Вторая большая часть — это SEO. SEO отличается от того, что мы встречаем в Вебе, но тоже имеет место и может быть хорошим источником трафика для установок. SEO в App Store и в Google Play сильно достаточно отличаются друг от друга. Давайте разберем эти отличия. В App Store в поиске участвуют только название приложения, компания, которая его разместила и keywords. В название вы можете вставить 255 символов, в keywords — всего 100. По словам, которые вы уложите в эти 355 символов, и осуществляется весь поиск, то есть описание приложения абсолютно не играет роли. Это дает свои плюсы: механизм поиска простой, вам не нужно покупать ссылки и не нужно дублировать слова по 15 раз и писать всякие странные вещи, как в веб-SEO. В Google Play другая ситуация. Google у нас все-таки поисковый гигант, и, видимо, им что-то перепало с больших поисковых технологий, поэтому они учитывают всю текстовую информацию, которая содержится в приложении: полностью описание, полностью название, авторы и т. д. При этом, как и в AppStore, название имеют очень большой вес. Если вы занимаетесь SEO-оптимизацией своего приложения, обратите внимание в обоих магазинах на название и keywords. В случае с Google Play неплохой идеей может быть вставка keywords в описание. Если все те ключевые слова, которые вы использовали в App Store, не ложатся в описание напрямую, просто напишите в конце «Ключевые слова:» и перечисление ключевых слов. Пользователей это не смущает, а на «обнаружимость» вашего приложения в поиске влияет достаточно хорошо.
Как сделать качественное SEO приложения в App Store? Как ни странно, нужно думать, проверять и экспериментировать. О чем нужно думать? О том, как пользователь iPhone может искать ваше приложение. Возвращаясь к нашему примеру с одеждой... Девушка может написать в поиске «одежда», «купить одежду», «туфли», «платье». Подумайте, поспрашивайте своих знакомых, какие бы слова они ввели, составьте огромный список и пытайтесь проверять.

Все ключевые слова вы точно не поставите в свое приложение, поэтому можете пробовать в разных релизах одно из ключевых слов заменять и смотреть на естественный уровень трафика.

Ну, поначалу этого делать не надо, это достаточно сложная история, но в будущем, может быть, пригодится.
Когда вы придумали большой набор ключевых слов, сходите в инструмент «Яндекса» WordStat, который показывает количество поисковых запросов в месяц по разным словам, и сравните. Конечно, это не прямая и достоверная методика, но, скорее всего, совпадение, пересечение популярных поисковых запросов в Вебе и в русском App Store есть. Используйте этот инструмент. И небольшое ноу-хау: когда будете размещать свое приложение, используйте названия конкурентов, у которых уже есть популярные приложения или популярный бренд. То есть если мы делаем магазин одежды, я бы туда записал Boutique.ru, TopBrands, Asos и других конкурентов, которые пользуются спросом в App Store. Но осторожно: у нас в практике бывали истории, когда компания-конкурент обнаруживала это и подавала в суд, и в итоге приходилось ключевое слово убирать. Такие вещи бывают достаточно редко, поэтому стоит рискнуть: ничего страшного, скорее всего, не случится с вами. Пробуем!
Наш магазин одежды пусть называется Brandoshop, например. Пишем название Brandoshop, мировые бренды и дальше перечисляем ключевики, по которым, скорее всего, пользователи будут нас искать: это одежда, мода, платья, туфли, джинсы и босоножки. Обратите внимание, что keywords не виден пользователям, вы можете написать там что угодно. А вот название приложения видно, то есть нужно держаться разумных рамок, во-первых, а во-вторых, Apple может его забраковать, поэтому старайтесь не просто делать перечисление ключевых слов, а что-то более или менее разумное. В keywords пишем все, что хотим. Если какое-то ключевое слово для вас очень важно, стоит его повторить и в названии, и в ключевых словах. Вот в keywords я просто написал название конкурентов и «одежду», потому что, мне кажется, это популярное слово. Небольшой пример, как работает поиск по имени конкурентов: в правом нижнем углу мы ищем в App Store Zara, на первом месте у нас выходит Zara, а на втором — New Yorker, то есть New Yorker получает часть трафика Zara совершенно бесплатно. По поводу названия: в конце у меня есть «босоножки», то есть у меня был выбор — поставить «босоножки» или «сабо» — я не знал, что пользователи будут спрашивать чаще. Для того чтобы проверить свою гипотезу, я просто пошел в WordStat, набрал «босоножки», узнал, что его спрашивают 277 тыс. раз в месяц, а слово «сабо» — всего 44 тыс. Таким образом можно выбирать ключевики, которые будут давать вам больше трафика. Кроме простого SEO по маркетам, по магазинам приложений, есть еще интересные вещи вроде «Яндекс.Поиска» по приложениям, который работает совершенно по-другому, и Facebook App Center, который в основном учитывает ваш социальный граф и «лайки» ваших друзей. Если вы освоите SEO в магазинах и вам нечем будет заняться, можете посмотреть в эту сторону.
Собственно, вот и все про внутреннее продвижение.

Оптимизируйте продающие элементы вашего приложения: описание, иконку, скриншоты, — оптимизируйте его «обнаруживаемость» в поиске.

Это все можно делать еще до релиза приложения, даже не можно, а нужно, потому что в App Store, например, после релиза нельзя менять название.
Второй большой блок продвижения — это внешнее продвижение. Оно не связано непосредственно с вашим приложением, оно имеет отношение к каким-то внешним факторам, которые позволят пользователям о вас узнать. Сразу скажу, что сейчас на рынке, даже на российском, существуют варианты аутсорса продвижения.

Примерные цены — 30$ тыс. за день нахождения в топ-3 русского AppStore и 5$ тыс. за поддержание вашего статуса в топе.

На самом деле предложение достаточно интересное, потому что аутсорсеры делают за вас абсолютно все: внутреннюю оптимизацию, пресс-кит и рассылку пресс-релизов. И самое важное: они закупают вам трафик для попадания в топ. Единственный минус — это достаточно дорого. Но гарантированно. То есть 30$ тыс. платите и попадаете в топ. Если будете делать все сами, можете в топ не попасть, но зато вам это будет практически бесплатно, и высока вероятность того, что если приложение у вас хорошее, то вы достигнете тоже неплохих результатов. Поэтому подумайте, что для вас проще — заказать продвижение на аутсорсе или делать все самим.
Если вы решили отказаться от услуг аутсорсеров и делать все самостоятельно, внешнее продвижение нужно спланировать и делать очень быстро. Идеально, если вы все-все-все инструменты внедрите либо до релиза, либо сразу же в день релиза. Объясню почему. Помните, мы говорили с вами про топы и про то, как они строятся? Если вы растянете свое продвижение на несколько недель, то вы получите ровно то количество трафика, которые эти инструменты могут вам дать. Если вы спланируйте все и сделайте в один день, максимум в два-три, это может позволить вам преодолеть порог попадания в топ — 1 тыс. или 15 тыс. установок, — и благодаря этому ваши усилия удвоятся в трафике. То есть вы набрали 15 тыс. за один день, попали в топ, и, пока вы спускаетесь, у вас идут естественные установки, «длинный хвост». Поэтому внешнее продвижение приложения необходимо планировать и делать быстро.
Какие инструменты внешнего продвижения у нас есть? Достаточно новый инструмент для приложений — это обзорные сайты. Идея таких ресурсов проста: в них есть лента с обзорами различных приложений, авторы этих обзоров смотрят на ваше приложение и рассказывают, как они им воспользовались, иногда снимают видео, скриншоты и т. д., а иногда просто публикуют текст, который вы им прислали. Очень большое количество пользователей ходит на эти ресурсы, чтобы выбрать себе новое приложение, поэтому канал достаточно мощный.
Основные ресурсы, на которые стоит обратить внимание в первую очередь. Это iPhones.ru — сейчас он дает, наверное, самый большой результат, то есть попадание обзора на iPhones.ru — практически гарантия попадания в топ-15 русского App Store. Плюс — это самый крупный ресурс, а минусы — то, что они не всегда адекватно себя ведут и в последнее время начали брать деньги за обзоры. Ну, может быть, и стоящие деньги. Следующий ресурс — Droider.ru, он про Android-приложения, то есть, если вы делаете Android-приложение, стоит попробовать разместиться там. И форум 4pda — достаточно старый, как вы можете понять по названию; там тоже достаточно активная аудитория, и размещение обзора приложения там дает значительный трафик.
Ресурсы второго эшелона, которые тоже, наверное, стоит рассмотреть, — PlanetiPhone, iGuides, AppleInsider, посвященные iOS-приложениям. С этими площадками нужно работать вручную, нужно работать лично, знакомиться с ними, общаться, говорить, какие вы хорошие, какое у вас классное приложение, и просить его обозреть.
Дальше что можно сделать? Когда вы поработали с этими площадками вручную, подготовьте пресс-кит. Что такое пресс-кит для мобильного приложение? Это обязательно скриншоты, по желанию видео (вообще, я бы рекомендовал это сделать) и три варианта текста: короткий, средний и длинный. Разные ресурсы публикуют обзоры по-разному. Тот же Droider использует пару абзацев текста, AppleInsider — средние обзоры, а iPhones — иногда очень длинные. Поэтому подготовьте три варианта текста, чтобы сэкономить журналистам время, чтобы они могли выбрать из пресс-кита нужные вещи. Дальше пресс-кит нужно разослать по всем сайтам. Собрать их достаточно несложно в интернете самому. Их, наверное, в России около сотни. То есть соберите эти 100 ссылок, соберите у них почту и отправьте им свой пресс-кит с какими-нибудь добрыми словами. Если не хотите этим заниматься лично, можете воспользоваться услугами PR-агентства. Я знаю одно, это IvanPR.ru, он вам за 100$ сделает рассылку пресс-релиза про приложение по одной платформе, то есть по iPhone или по Android. Вот если будете заниматься рассылкой, можете к нему обратиться.
И следующий момент мобильного PR — это промостраница. То есть у вас на сайте, если он у вас есть, а если нет, то создайте новый сайт с кратким описанием приложения, скриншотами, выложите туда пресс-кит и поставьте ссылки на разные платформы. Такой промосайт помогает пользователю ознакомиться с вашим приложением еще до перехода в магазин, его ищут поисковики и т. д. Промостраничка или промосайт — достаточно важная вещь.
Последний момент — это социальные сети, точнее, коллективные блоги вроде «Хабрахабра» и LookAtMe. Попробуйте разместить на них описание своего приложения, учитывая специфику площадки, то есть LookAtMe — это все про хипстеров, а «Хабрахабр» — это технические вещи. Эти площадки тоже могут дать вам приличный трафик.
Ну и последний «а вдруг сработает» вариант: попробуйте попросить своих сотрудников разместить ссылки на приложение «ВКонтакте» или Facebook. Если у вас работает 100 человек, то, может быть, это тоже будет неплохим каналом продвижения.
С мобильным PR мы закончили. Дальше остается интересная вещь — это обычный PR. Сейчас мобильных приложений все еще, наверное, достаточно мало в российском бизнесе, поэтому если вы выпустили мобильное приложение для своей компании, это хороший инфоповод. Наверняка у вас есть PR-отдел или PR-агентство, попросите их заранее этот инфоповод хорошо отработать по известным уже вам площадкам. В примере про магазин одежды речь идет о том, что вы по площадкам, которые рассказывают про мир моды, тот же BeIn, например, Afisha, рассылаете пресс-релизы. Поговорите с ними, расскажите им о том, что ваша классная компания выпустила удобное мобильное приложение. Это также работает.
С PR закончили, разберем существующие каналы. Как ни странно, про эту вещь многие забывают, хотя она достаточно важная. Что такое существующие каналы? Ваш бизнес вряд ли существует в вакууме. Скорее всего, у вас уже есть сайт, тем более если мы говорим про наш пример с интернет-магазином: сайт — это основная площадка. У вас, возможно, есть какие-то офлайн-офисы, у вас есть группы в социальных сетях, у вас есть разные инструменты, которыми вы привлекаете покупателей и взаимодействуете с ними. Это очень мощный канал, это те люди, которым приложение может быть интересно в первую очередь. Поэтому не забывайте обрабатывать существующие каналы. Из того, что я могу вспомнить, — это сайт.

Очень важная вещь — на вашем сайте поставить хороший баннер для тех пользователей, которые заходят с iPhone.

Баннеров бывает достаточно много, некоторые бывают удачные, некоторые неудачные, и я могу рекомендовать два варианта: либо всплывающее окно для iPhone-пользователей с большими кнопками «Да» или «Нет», то есть предлагающее перейти им на сайт, либо просто полоса сверху, как часто делает «Яндекс». Уделите этому большое внимание, сами потестируете это на iPhone, чтобы не было всяких глупостей вроде того, что у пользователя уже есть iPhone-приложение ваше, а вы его еще раз заставляете скачать и т. д. Кроме того, сделайте в основном меню или в подвале сайта ссылку на промостраницу с описанием мобильных приложений, это тоже работает. Вдруг пользователь слышал, что у вас есть приложение, заходит на сайт и ничего не видит, а так вы ему поможете быстро удовлетворить свои желания.
Социальные сети. Скорее всего, у вас есть группа «ВКонтакте», группа в Facebook или даже аккаунт в Twitter. Обязательно пройдитесь по этим аккаунтам, причем, если возможно, повесьте постоянный баннер. Я уверен, что «ВКонтакте» это позволяет, так что повесьте постоянный баннер: вот, у нас есть мобильное приложение, заходите! Если постоянный баннер не повесите, то взаимодействуйте с социальными сетями периодически. Не надо писать «Мы сделали мобильное приложение» один раз — и все. Это дает мало эффекта. Придумайте какие-то скидки специальные, акции в своих социальных сетях, связанные с мобильным приложением, и хотя бы раз в месяц напоминайте вашим пользователям, что у вас оно есть.
Что у вас еще может быть, у вашего бизнеса? Это рассылка, у некоторых даже большая. Составьте красивое письмо с описанием преимуществ вашего приложения и разошлите вашим покупателям. И последний вариант, если у вас есть офлайн-бизнес, то есть, если возвращаться к интернет-магазину одежды, предположим, у нас есть бутики. Очень важно в бутиках разместить POS-материалы, то есть положить какие-нибудь листовки, наклеить на витрину, что у вас есть мобильное приложение. Кроме того, почему бы не научить персонал, не показать им, как выглядит iPhone, и, если заходит покупатель с iPhone, что-то смотрит, как-то консультируется, почему бы ему не намекнуть:«А не поставить ли вам наше приложение? Оно классное, позволит вам получать скидки и узнавать о новинках!»? Внимательно рассмотрите свои точки контактов с потребителями и вставьте в уместные места напоминания о своем мобильном приложении. Это даст вам постоянный приток фактически бесплатного трафика.
И, наверное, заключительный этап — мобильная реклама. То есть все, что мы с вами раньше рассмотрели, — это какие-то бесплатные вещи, они требуют только вашего времени, не требуют денег, и эти бесплатные вещи могут дать очень хороший результат, а могут и не дать, то есть здесь нет никакой гарантии.

Мобильная реклама гарантирует вам какой-то результат, но, к сожалению, на данный момент в России она очень дорогая.

Один клик вам будет стоить 5-10 руб. в различных системах, а установка будет стоить от 50 до 100 руб. Возвращаясь к нашей истории с 15 тыс. установок для попадания в топ, можете посчитать, сколько вам нужно потратить денег, чтобы ваше приложение взмыло вверх в рейтингах App Store: умножаем 15 тыс. на 100, и получается, по моему, 1,5 млн руб. Достаточно недешевая вещь, но можете подумать. И второй плохой момент в том, что емкость рекламных мобильных сетей достаточно ограниченная, то есть, чтобы попасть в топ, если вы вдруг захотите, вам придется, скорее всего, выкупить несколько сетей одновременно. Сети важные, которые есть в России, — это Google AdMob, э

Развернуть текстовую версию
Комментарии
Похожие видео