Регистрация
Зарегистрируйся на сайте и получи доступ к полному контенту сайта и подпискам бесплатно!

«Фотосайт.ру» через оптику бизнеса

0
0
9 0
Аудио Текст
7 марта 2013

Многие с расцветом цифровых технологий открыли в себе фотографа. А как сделать так, чтобы фотографа в вас открыли и другие? Это возможно с помощью интернет-сервисов, таких как «Фотосайт.ру» — старейший в Рунете онлайн-фотоклуб. В нем, как уверяют нас его создатели, «наиболее удобно, полно и зрелищно реализовано общение энтузиастов фотоискусства».

Из передачи вы узнаете:

— как Дмитрий Лисин сделал ставку на свое хобби;

— вырос ли за последние годы средний уровень пользователей как фотографов;

— зачем проводится ежегодный конкурс Photosight Russian Awards;

— как происходит модерация комментариев на «Фотосайт.ру»;

— зачем пользователям нужна платная услуга «Черный список»;

— с кем и насколько успешно конкурирует сейчас «Фотосайт.ру» в Рунете.

Александр Ветров: Здравствуйте, уважаемые телезрители! Вы смотрите программу «Бизнес online», меня зовут Александр Ветров. С расцветом цифровых технологий многие стали мнить себя фотографами. Осталось, чтобы другие признавали фотографов в нас. Как это сделать? Ну, например, с помощью интернет-сервиса, такого как Photosight.ru. У нас сегодня в гостях Дмитрий Лисин, основатель и бессменный верховный модератор сайта. Дмитрий, здравствуйте!
Дмитрий Лисин: Здравствуйте!

Дмитрий Лисин, основатель проекта Photosight.ru.
Родился в 1972 году в городе Горький (Нижний Новгород).
В 1995-2000 годах — заместитель IT-директора компании ING.
В 1999 году открыл Photosight.ru.

А. В.: Первый вопрос будет касаться исключительно вашей жизни. Когда-то вы были работником банка, и у вас было хобби.
Д. Л.: А откуда вы знаете?
А. В.: А вот так у нас хорошо работает наша редакторская бригада.
Д. Л.: Ничего себе! Было дело, да.
А. В.: Было такое, да?
Д. Л.: Это уже, наверное, седьмое интервью, которое я даю, поэтому я, в принципе, сам заучил это все.
А. В.: Седьмое только! Вам кто-то подсказал, что вы были банковским работником?
Д. Л.: Наверное, да. Почти как легенда.
А. В.: Когда вы резко изменили свою жизнь, тяжело было менять образ мысли, образ действия?
Д. Л.: Да нет. В общем, ничего не произошло. Я в банке работал, скажем так, заместителем IT-менеджера. Собственно, те же компьютеры, все то же самое. Единственное, мне был интересен интернет, который не то чтобы только появился, но какое-то развитие его только началось. Ничего резкого не произошло.
А. В.: Действительно, легенда красивее получается: вы работник банка, потом сразу пошли заниматься хобби и сделали его своей профессией.
Д. Л.: В общем, да.
А. В.: Так получается, что вы теперь просто наслаждаетесь жизнью, притом отдыхаете, развлекаетесь и вроде как работаете одной левой?
Д. Л.: Не совсем так, конечно. Но да, какое-то время так и было.
А. В.: Скажите, с вашей точки зрения, за прошедшие годы средний пользователь стал более профессиональным как фотограф или нет?
Д. Л.: Сложно сказать. Сайт существует 13 лет с лишним, и все это время пользователи, фотографы говорят, что уровень фотографии очень низкий и т. д. Троллинг распространен: фотки плохие, все плохо и т. д. Но мое личное мнение, что это не так. Есть очень много примеров людей, которых я знаю лично или за которыми просто наблюдаю с того момента, как они пришли на сайт, — свидетельствующих об их профессиональном росте.

Я знаю многих людей, которые сменили работу коренным образом, так же как я. Человек был, не знаю, владельцем завода, вдруг все продал, купил себе техники на 200$ тыс. и стал фотографом, причем хорошим.

Не просто завел дорогущую технику (это ни о чем не говорит), а именно занялся фотографией.
А. В.: А давайте поговорим о конкурсе Photosight Russian Awards: для чего он появился и каким целям служит?
Д. Л.: Появился он, дай бог памяти, четыре или пять лет назад. Просто пришла мне в голову такая идея. Сейчас достаточно много конкурсов, все говорят, что они первые. Я со всей ответственностью заявляю, что конкурс Photosight был действительно первым. Так как мысль приходит не одному человеку, она приходит многим одновременно, люди, может быть, одновременно поняли, что это надо. Называйте их конкурентами, не конкурентами, но какие-то еще сайты сделали такой конкурс. Мысль пришла мне в голову, и мы с Кириллом, который был нашим комьюнити-менеджером и PR-менеджером, довели ее до ума и сделали первый конкурс. Нам очень понравились результаты, было очень большое количество участников, очень много интересных работ, интересное жюри, и то, что у нас получается, нам нравится.
А. В.: Человек, который принимает участие в вашем конкурсе, явно активный фотограф, посетитель вашего сайта, пользователь ваших продуктов, сервисов. Что он получает в итоге как победитель?
Д. Л.: Признание.
А. В.: Просто признание?
Д. Л.: Признание, призы. Если у нас есть спонсор (последнее время у нас была компания Sony, которая дарила свои камеры), он получает камеру. Ведь нужно понимать, что творческие люди достаточно своеобразные, для них самое главное — это признание. Если у человека есть признание, ему говорят: «Ты крутой чувак», то этого ему достаточно, по большому счету.
А. В.: А со стороны профессионального сообщества признание важно вдвойне?
Д. Л.: Если профессиональное, то да. Если есть какие-то лидеры мнений, которые обращают на тебя внимание, то, конечно, это втройне приятно. Это тоже отдельная тема. Есть «медоносы», как у нас это называется на сайте, есть, условно говоря, сообщество людей, которые просто берут и тупо хвалят других, чтобы те «в отместку» похвалили их.
А. В.: Ну, это хорошо, добро надо распространять по земле!
Д. Л.: Это и детская, но достаточно взрослая игра, и многие люди в это играют.
А. В.: Вы как-то с этим боретесь или пусть будут?
А. В.: Я хочу сказать одну важную вещь.

Photosight изначально был проектом с некоей анархией, и задумывался он как проект, который живет сам по себе и сам по себе развивается, на котором люди живут сами по своим правилам.

Какие-то правила, естественно, прописаны, но жизнь люди сами регулируют. И мы пытались с этим бороться, и сложно сказать, дало это какой-то результат или нет.
А. В.: Ну, у вас есть черный список, допустим: какие-то некомпетентные высказывания под фотографиями, какие-то комменты неуместные, — или это все саморегулируемая…
Д. Л.: А что такое «неуместные»?
А. В.: Вы знаете, есть люди, которые приходят на сайт, чтобы «холиварчик» небольшой устроить.
Д. Л.: Да, есть такие, у нас были персонажи, которые какие-то жуткие чудеса творили, вплоть до писем, звонков на работу и т. д. Человек реально вжился в какую-то роль злого персонажа, «дэвила», и гнобил людей: реально писал письма на работу, звонил, сообщая, что, в общем, чуть ли не порнографией люди занимаются, и тех увольняли с работы. Как с этим бороться? Не знаю! Видать, нашли его и что-то с ним сделали.
А. В.: Я понимаю, у вас есть черный список, да?
Д. Л.: Да.
А. В.: Кого туда можно поместить и кто помещает?
Д. Л.: Я смотрел на днях, насколько он пользуется популярностью. Не особо. Люди как-то, видать, разбираются по-другому с этим. Не очень много людей заносится туда.
А. В.: А вообще достаточно доброжелательная атмосфера на сайте?
Д. Л.: Я считаю, что в целом да.
А. В.: А если говорить о трафике, то около половины — это фотографии ню, притом что достаточно жесткие требования к ним. Вот где эта грань? Вы сами сказали, что искусство — это такая...
Д. Л.: Ну, как грань? Грань между чем и чем?
А. В.: Между порнографией и эротикой.
Д. Л.: Есть законодательство на эту тему, тут мы ничего выдумывать не будем. Порнография запрещена.
А. В.: Как это отслеживается все?
Д. Л.: Есть модераторы, которые на общественных началах следят. Администрация сайта и модераторы следят за тем, чтобы этого не было. Но за все время существования проекта ну просто мизерное число людей постило что-то такое, что запрещено законом.

Был случай, когда человек из Израиля обиделся на сообщество за то, что не признали какую-то его фотографию, и начал слать порнографию. Нам пришлось заблокировать его IP, и в итоге он менял IP, и мы заблокировали весь Израиль на месяц.

А. В.: А скажите, как сейчас выглядит демография ресурса?
Д. Л.: Стандартно по интернету: половина на половину. В разное время мы проводили разные исследования, и одно время было даже, что женщин чуть ли не на 10% больше, чем мужчин, приблизительно 60 к 40.
А. В.: Это странно вообще-то.
Д. Л.: Да, это тоже нас очень сильно удивило. TNS причем нас мерил; потом вроде как примерно половина на половину. В основном это Москва и Питер — чуть больше 50%. Ну, естественно, люди из-за рубежа, русскоговорящие, остальная часть — из других стран.
А. В.: Если говорить о посещаемости, можете сравнить, например, с пятилетней давностью и сейчас?
Д. Л.: Могу, да. Она такая же!
А. В.: Такая же?
Д. Л.: Да!
А. В.: Подождите, а как же? Сейчас социальные сети, у которых функционал по отношению к фото расширился и увеличился, есть новые конкуренты?
Д. Л.: Посещаемость сейчас не самая, мягко говоря, хорошая и не удовлетворяет меня. Произошло это по нескольким причинам: мы в апреле сменили дизайн и, скажем так, не очень хорошо отнеслись. Ну как.

Мы думали, что все учли, но, видать, что-то не учли и, в общем, очень сильно потеряли в поисковом трафике. У нас посещаемость в максимуме была около 105-110 тыс. уников в сутки, а сейчас упала до 40 тыс.

А. В.: Вот так же пару лет назад ходили какие-то разговоры про фотобанк: мол, можно будет фотографии купить. Или вы решили уйти от этого?
Д. Л.: Да, мы сделали проект под названием PixelDecor, он существует, но пациент скорее не очень жив.
А. В.: Почему?
Д. Л.: Потому что не пользуется спросом. В принципе, мы думали, что это будет не сильно популярно, потому что просто нет рынка, в России не покупают печатные фотографии в принципе.
А. В.: А что, за рубежом покупают?
Д. Л.: За рубежом покупают!
А. В.: Кому это надо, интересно? Просто объясните психологию: почему здесь, на нашем рынке, это не работает, а на их работает? Может быть, вы чего-то сами не учли?
Д. Л.: Ну, здесь много факторов. Во-первых, ценовая политика: мы пытались сделать минимально по ценам. Во-первых, здесь все дороже: в России печать сейчас пока дорогая. Конечно, цены снижаются, но напечатать фотографию в хорошем качестве, в багете со стеклом, паспарту и т. д. стоит достаточно дорого. Плюс авторские отчисления, плюс наша комиссия. Получается достаточно дорого. За фотографию размером 60 х 90 нужно будет отдать в районе 5-6 тыс. руб.
А. В.: Ну, если только человек свой портрет закажет!
Д. Л.: Да. И люди в основном у нас, как выяснилось, печатают фотографии себя любимых и вешают их на стену, в отличие от иностранных товарищей, которые видят в этом некое искусство. Не приравниваю, конечно, к картинам, но тем не менее это искусство, фотография — это искусство. Здесь, в России, фотография искусством не является пока, и это подтверждают и владельцы галерей и т. д. Очень сложный бизнес, и вот мы попытались, и пока у нас ничего не получилось. Делать рынок с нуля очень дорого, мы не готовы к этому. Варианты такие: либо ждать, либо просто смотреть, что будет дальше.
А. В.: Давайте продолжим, еще немножко о бизнесе поговорим. Вы ведь изначально опирались на органическую модель роста, специально не подогревали интерес к своему ресурсу. Когда вы уходили со своей основной работы, сайт перешел на самоокупаемость, в плюсе был?
Д. Л.: Сейчас сложно это вспомнить, но, вообще говоря, так как фотосайтов тогда, да и вообще ресурсов приличных мало было (таких, на которые было интересно заходить), то рекламодатели очень быстро появились.

В первые полгода мы начали зарабатывать деньги.

А. В.: Понятно, а на чем тогда зарабатывали и на чем сейчас?
Д. Л.: Тогда это была медиа-, баннерная реклама, и, в принципе, сейчас остается баннерная реклама, но какую-то часть, естественно, занимают микроплатежи от пользователей, и какая-то часть есть от коммерческих конкурсов.
А. В.: Вы говорили в одном из интервью, что вашим первым бизнес-партнером был магазин Foto.ru?
Д. Л.: Да.
А. В.: Вы размещали баннеры, переходы обеспечивали. Но у Foto.ru ведь тоже есть свой сайт, свой ресурс, посвященный фотографии, и, если мы приведем данные счетчика LiveInternet, у него сейчас около 170 тыс. уникальных пользователей в сутки. У вас 40 тыс. Как вы думаете, за счет чего рос их ресурс?
Д. Л.: Все очень просто, как мне кажется. Foto.ru — это, во-первых, коммерческая организация, они продают технику, они у нас размещались и размещаются до сих пор достаточно много, и, естественно, не только у нас. Они вкладывают достаточно большие деньги в рекламу, чего мы не делали до этого года вообще: сайт за все это время не потратил ни копейки на рекламу, даже бартера никакого особо не было, рекламы вообще не было никакой. Более того, не было никакой поисковой оптимизации, вообще ничего, ресурс рос сам по себе, и сейчас мы поняли, что это неправильно. Нужно вкладываться в рекламу, нужно вкладываться в оптимизацию и т. д., и т. п. И в каком-то смысле мы проворонили приход социальных сетей: сначала «Одноклассников», потом Facebook и т. д., которые оттянули какую-то аудиторию. Плюс еще эта ситуация со сменой дизайна и потерей поискового трафика. Все легко объяснимо.
А. В.: Все-таки есть у вас конкуренты и вы их видите именно в лице социальных сетей и каких-то других ресурсов? Какие это ресурсы, кроме соцсетей?
Д. Л.: Честно говоря, не знаю. Если говорить про Foto.ru — да, у них, может быть, и 170 тыс. Но Сlub.Foto.ru, сам по себе как отдельная часть, мы примерно одинаково сейчас идем с ними, может быть, они нас чуть-чуть обгоняют за счет того, что мы им трафик отдаем за деньги. Я не знаю конкурентов именно такого же плана, то есть «Фотки» и т. д. — я имею в виду яндексовские, мейловские, рамблерские — мы не берем в расчет, потому что это альбомы: человек берет и закачивает туда что угодно. Ну да, естественно, там находятся какие-то интересные фотографии, которые люди обсуждают. Но сайт, который посвящен именно художественной фотографии... Я не знаю таких еще.

А. В.: Вопрос от телезрителя: «В 2009 году контроль над Photosight.ru перешел к Web Media Group. В „Рунетологии” за 2010 год господин Лисин подтвердил, что получил кэшаут, а не инвестиции в проект, причем речь шла о шестизначной сумме в долларах. Интересно, сейчас эта сумма была бы больше или нет?»
Д. Л.: Я думаю, что нет.

А. В.: Почему?
Д. Л.: Тогда был очень хороший момент для продажи, потому что, во-первых, тогда еще был, как мне кажется, последний момент пузыря, который, как ни крути, лопнул через год, наверное, когда все это обвалилось. И сейчас, я еще раз повторю, не очень хорошая ситуация с трафиком, с поисковым и т. д. Не лучший момент был бы, чтобы его продавать или выходить из проекта. Тогда был лучший момент.
А. В.: Конечно, каждый подобный случай уникален: человек переходит абсолютно на другую деятельность и имеет какой-то успех, но, может быть, если кто-то захочет обрести независимость в наше время, в Рунете это поздно делать, поздно бросаться в то предприятие, в которое бросились вы? Вы же не знали, прогорите вы…
Д. Л.: Конечно нет.
А. В.: Ну, сейчас-то в Рунете многое поменялось. Может быть, сейчас не время одиночек?
Д. Л.: Понимаете, я глубоко уверен в одной вещи: если проект задумывается ради денег, то вероятность его провала гораздо больше, на порядок, чем если он задумывается как хобби или что-то интересное. Ну, не для себя, а для общества, для сообщества, для кого угодно.
А. В.: Ну что, Дмитрий, успеха вашему проекту, развития и всего самого лучшего!
Д. Л.: Спасибо!
А. В.: Я благодарю вас и напоминаю, что у нас сегодня в гостях был Дмитрий Лисин, основатель и бессменный верховный модератор сайта Photosight.ru. Благодарю вас, пишите нам, присылайте вопросы, а может быть, темы, которые хотели бы, чтобы мы здесь, в этой студии, обсудили. Это была программа «Бизнес online», удачи!

Развернуть текстовую версию
Комментарии