Регистрация
Зарегистрируйся на сайте и получи доступ к полному контенту сайта и подпискам бесплатно!

«Фактор человека». Помогаем Brainplus.eu (4.12.2012)

0
0
185 0
Аудио Текст
21 декабря 2012

«Фактор человека» проникает в глубины мозга. Специалисты UsabilityLab Дмитрий Силаев и Андрей Столяров разбирают на составные части интеллектуальную начинку развивающего сайта Brainplus.eu на глазах у его генерального директора Александра Обулевича.

Из передачи вы узнаете:
— почему студенты не являются основной аудиторией развивающего сервиса;
— почему огромная анимированная кнопка «Подписка» может оттолкнуть потенциальных покупателей;
— зачем нужно сихронизировать два блока сайта, которые прокручиваются в разных направлениях;
— почему не нужно прятать информацию о заданиях;
— как упростить доступ к расписанию занятий;
— как дать понять пользователю, что ему доступна не только платная подписка;
— как замотивировать пользователя на free tour;
— почему важно дать видимый выбор из способов оплаты сервиса;
— инструкция какой длины пробуждает интерес к игре;
— почему не стоит предлагать чрезмерно сложные задания на начальном этапе;
— почему процесс регистрации не должен прерывать игру;
— и многое другое.

Дмитрий Силаев: Добрый день! У нас сегодня восьмой выпуск «Фактора человека». Меня зовут Дмитрий Силаев, со мной — мой коллега из компании UsabilityLab Андрей Столяров и два наших гостя: Александр Обулевич с обучающим проектом ВrainPlus.eu и Анатолий Карпов с Minimum-Price.ru. Начнем с Александра. Александр, как всегда, скажите пару слов о том, как родилась идея. Она эксклюзивна? Насколько? Это единственный ваш проект или есть еще какие-то?
Александр Обулевич: Проект не единственный, есть еще, но хотелось бы поговорить об этом. Проект родился из желания быстро получать результат от прочитанных книг, от развивающей литературы, от семинаров, от тренингов. Большинство из нас — и я лично — посещают какие-то семинары, читают литературу, чтобы развить определенные способности, улучшить какие-то качества и быть более эффективными в каких-то контекстах своей жизни. На рынке сегодня чаще всего предлагается некая семинарная система последовательного обучения, обретения…
Д. С.: Навыков?
А. О.: Навыков, улучшения их. И достаточно долговременная программа. Она хорошая, она замечательная, но для реализации нужно совпадение с тренером, с его подходами, с философией его учения, с инструментами, которые применяются и предлагаются в том или ином способе обучения, временном ресурсе. Часто эти семинары разбросаны по всему бывшему Советскому Союзу, проходят в определенное время, и вопрос не только в том, что необходимо деньги потратить, но и в том, что приходится куда-то ездить, чтобы попасть на нужного тренера.
Д. С.: Достаточно тяжело решиться на это?
А. О.: Не то чтобы тяжело, но не всегда удобно. А еще и цель — некое планомерное и долговременное обучение, то надо готовить себя к определенным издержкам, к подстраиванию своего привычного графика жизни к тем способам, которые предлагаются на рынке. Отсюда родилась идея создать инструмент, который позволил бы в домашних условиях достигать тех же результатов, занимаясь где и когда удобно при наличии компьютера.
Д. С.: То есть речь идет именно об онлайн-курсах?
А. О.: Да.
Д. С.: А если таких обучающих курсов достаточно много, в чем специфика, особенность или уникальное торговое предложение вашего проекта? Есть ли оно, или же оно копирует какой-то западный опыт?
А. О.: Идея пришла, потом мы стали смотреть, есть ли нечто такое в мире. Да, есть подобные предложения в мире. На местном рынке — в России и СНГ — нет именно большого предложения. Есть отдельные онлайн-проекты, развивающие отдельные способности, но чтобы в совокупности — такого единицы, и то их трудно найти. Есть западный опыт, который мы учли, есть наши идеи, наработки, которые мы постарались реализовать, имея в виду местную специфику.
Д. С.: Ну а что вы подразумеваете под развивающими знаниями или развивающими навыками? Это презентации, это стрессоустойчивость, это выступление перед камерой или еще что-то?
А. О.: Мы выделили пять навыков: восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, — и создали онлайн-занятия в игровой форме, которые развивают именно эти навыки. Выстроили их в систему, внутри которой развиваются эти пять навыков, причем параллельно, взаимодополняюще, в синергии, постепенно, в легкости.
Д. С.: В игровой форме?
А. О.: В игровой форме.
Андрей Столяров: Стоит отметить, что в настоящее время на проекте достаточное количество различных занятий. Очень хорошо, что главная страница сразу говорит, чего стоит ожидать: в легкой, доступной форме вы тренируете, развиваете восприятие, память, внимание, мышление и интеллект. Да, это очень хорошо. Замечу, что проект только готовится к запуску.
Д. С.: Его еще не все могут видеть?
А. С.: Нет, видеть-то уже все могут.
А. О.: Видеть его могут все, мы его пока не стали никак продвигать и позиционировать. Мы, выложив его в общий доступ, больше тестируем на себе и на своих партнерах.
Д. С.: Буквально пара слов о монетизации. На чем планируете зарабатывать? Как?
А. О.: Подписка на один месяц и подписка на год.
Д. С.: Платная подписка?
А. О.: Есть free tour — бесплатный курс, который имеет все достоинства основной программы, доступ ко всем занятиям, но у него есть и определенные ограничения. Не все уровни открыты, вернее, до определенного уровня каждое из упражнений открыто. Ну и такое неудобство: при оформлении подписки тебе открыт весь проект, и ты в любой момент имеешь доступ к заданиям предыдущего дня, к заданиям недельной давности, к тем игровым упражнениям, которые находятся на проекте; можно зайти отдельно, позаниматься для развития отдельного навыка. Во free tour ты получаешь по системе ежедневные задания, но тебе открыты именно те задания, которые пришли тебе сегодня как упражнения.
Д. С.: Сколько такие курсы стоят? Можете ли сравнить их с какими-то офлайн-курсами, с тренингами? Насколько это выгодно?
А. О.: Ну, мы отталкивались от офлайн-курсов.

В среднем так: годовая подписка в два-три раза дешевле, чем один офлайновый семинар, — в районе 3 тыс. руб. на год. Пользователь получает ежедневные задания с открытием «Личного кабинета», с доступом, с различными бонусами, с возможностями получать очки за пройденные уровни и эти очки выгодно менять на интеллектуальные подарки в нашем магазине.

Д. С.: Ну, я думаю, поскольку это продолжительный курс обучения, в течение года, то аналогичные «офлайны» достаточно сложно организовать, каждый день как-то высылая задания. Даже не могу представить, как это в офлайне.
А. О.: В офлайне обычно есть несколько форм. Самая распространенная — семинарная, когда раз в месяц или раз в два-три месяца проходят трех-, четырехдневные курсы, семинары. Бывают вечерние, но они там чаще. И ты несколько часов погружен в эту атмосферу и занимаешься в группе с тренером. В данном случае твоя задача — 15-20 минут в день уделить этим заданиям, причем мы рекомендуем не больше. Можно больше, но мы сознательно ставили задачу с прицелом на 15-20 минут в день, причем все равно, в каком порядке. Хоть по пять минут утром, днем и вечером, хоть 20 минут за вечер. Можно и час сидеть.
Д. С.: Достаточно гибко.
А. О.: Да, абсолютно.
Д. С.: Давайте я вовлеку Анатолия, потом передам слово Андрею. Анатолий, был ли у вас опыт прохождения каких-то развивающих курсов? Как вам кажется, насколько такая идея вообще интересна? Стали ли бы вы или ваши знакомые пользоваться чем-то подобным?
Анатолий Карпов: Касаемо офлайновых курсов или онлайн?
Д. С.: Онлайн в данном случае.
А. К.: Онлайн? Наверное, нет. Такой вот тематики…
Д. С.: Опыта не было?
А. К.: Нет, такого не было. Вот я как раз сижу и думаю: насколько мне это будет интересно? Я бы, наверное, попробовал. Я даже, наверное, попробую потом, после передачи. Мне пока не очень понятно, на что это может быть похоже. Я не знаю, можно ли это попробовать как-то донести на главной страничке.
А. О.: Там с главной страницы можно сразу переходить в игру.
А. К.: Может быть, в виде какого-то изображения попробовать донести, на что это похоже. Я не знаю, так вот просто и...
Д. С.: Хочется попробовать?
А. К.: Я даже не понимаю, на что это может быть похоже. Я могу играть на самом сайте?
А. О.: Да.
А. К.: В течение какого-то времени, да? Либо то, о чем мы говорили: каждый день приходит что-то как продолжение игры? Или как?
А. О.: В каждой игре несколько уровней — от 10 до 30. Есть несколько десятков игр, каждая из которых развивает ту или иную способность, в определенной системе к вам в виде задания приходят в «Личный кабинет»: для вас открывается «Личный кабинет», куда вы приходите, и у вас лежат три задания, которые надо выполнить сегодня. Они открываются для вас, вы проходите какие-то уровни. На следующий день пришло следующее. По системе через какое-то время, возможно, вам приходит то же игровое задание, и оно открывается с того момента, где вы остановились в прошлый раз, и вы продолжаете это делать.
А. К.: Мне приходит письмо на почту — и я перехожу на портал, да?
А. О.: Да-да, в «Личный кабинет». На почту приходит напоминалка о том, что сегодня вам дано очередное задание, и вас приглашают в ваш «Личный кабинет», где для вас лежат эти задания.
Д. С.: Наверное, последнее уточнение: я правильно понял, что мы говорим именно о Вебе, не о мобильном приложении? Или это планируется дальше развивать? Может, уже есть?
А. О.: Часть игр…
Д. С.: В метро можно уже играть в это?
А. О.: Нет, мы говорим об интернете.
Д. С.: Именно Веб?
А. О.: Именно Веб, и часть игр сегодня не работает на планшетниках...
Д. С.: Из-за технических каких-то ограничений.
А. К.: Touch screen.
А. О.: Да, touch screen. Экран не понимает, что надо сделать. Мы с этим столкнулись. Изначально проект готовился для компьютеров, но мы это учли, и готовится отдельное приложение под мобильники тоже, это важно.
Д. С.: Андрей, расскажешь, что тебе удалось узнать про сервис?
А. С.: Начнем со стандартных вещей. Мы решили все-таки посмотреть некоторую «органику». Пришло небольшое количество человек, причем по очень даже релевантным запросам: «упражнение на развитие восприятия у водителей», «занятия на развитие внимания». Насколько я понимаю, на людей с таким контекстом работы вы рассчитываете в будущем, да?
А. О.: У нас несколько целевых групп, мы их определили. Это в том числе люди, которые хотят именно для своей профессиональной деятельности какие-то упражнения, способные помочь им в своей профессии быть более эффективными. Но есть и более широкие группы, такие как родители, которые хотят, чтобы их дети были более способны в каких-то своих навыках, в проявлении себя. Студенты, которые готовятся к экзаменам, к учебе, где надо уметь быстро концентрироваться, иметь хорошо развитое внимание и другие качества. Достаточно широкая группа, на которую мы рассчитываем, — это люди, работающие целый день, и им нужно приятное отвлечение от повседневности.
Д. С.: Те, которые в casual-игры играют?
А. О.: Да.
Д. С.: «Огород» и все остальное?
А. О.: Да. Есть люди, которые развлекаются, отвлекаются в игре. Но можно отвлекаться и развлекаться, получая дополнительные бонусы в виде развития каких-то навыков.
Д. С.: А какой игровой момент вы использовали в своем сервисе? Я знаю, что студенты — народ ленивый (по себе, наверное, сужу), и как же заставить их еще и учиться?..
А. О.: Студенты не являются для нас главной целевой аудиторией.
Д. С.: Не являются?
А. О.: Да. Правда, для них очень важна рекомендация их товарищей, а возможно, и преподавателя. Это то, к чему мы, возможно, придем, расширяя нашу аудиторию, но начинаем не с этого.
А. С.: Ну, занятия на внимание и восприятие могут быть действительно интересными, вовлекающими в себя. И это воспринимается скорее как развлечение, но несет в себе пользу, конечно.

Мы как раз обсуждали те группы пользователей, которые могут приходить на ресурс, оставаться на нем. Это то, о чем мы сейчас говорили: либо те, кому нечем заняться, либо те, кто хочет отвлечься, либо те, кто действительно желает получить некий опыт и добиться улучшение тех функций, о которых на сайте заявлено.

Конверсионный путь импровизированный в нашем случае получается: мы приходим на «Главную», само собой, сначала пробуем во что-то играть, чему-то обучаться и потом отправляем подписку. Подписки бывают либо бесплатные, как говорил Александр, либо срочные на месяц или на год. Главная страница. Очень понравилась компоновка: она небольшая. Вот черная линия — это «линия сгиба», все самое важное на первом экране видят пользователи. Они видят приветствие — баннер, который изменяет картинки и показывает различные занятия, различные функции, которые ты можешь развивать. Ссылка на сами занятия, ссылка на описание проекта. Проект новый, люди с большой долей вероятности будут заходить, читать о нем. И ссылка на специалистов, которые все это подготовили, потому что вопросы доверия в таких проектах, конечно, очень важны, и чем более квалифицированный человек сделал занятия, тем больше желания, тем больше доверия, тем полезнее они кажутся.
Д. С.: А будет ли какой-то сервис вовлекающий, что-то типа теста, который выявляет проблематику?
А. О.: Нет. Мы не хотим выступать некоей организацией, которая говорит: «Ты хороший, а ты плохой». Это субъективное желание: хочу — развиваю, не хочу — нет. Есть группы родителей, на которых он рассчитан. Сайт не построен в расчете на детей, мы не строим анимацию. Это сделано для людей, которые принимают решения: они могут принять решение, что их ребенку это надо. Дальше мы постарались сделать игры, чтобы подростку они были интересны.
Д. С.: Здесь нужна достаточно активная позиция реализации?
А. О.: Того, кто принимает решение? Да. Мы постарались пойти через то, что человек получит в виде результата, и эти результаты достаточно быстро будут видны. А вот дальше — вопрос. Мы надеемся, начнется вирусный маркетинг, когда люди начнут говорить: «Я не знаю, что произошло, но правда вот здесь стало лучше, здесь стало интереснее, вот это стало лучше».
Д. С.: «Начал быстрее соображать»?
А. О.: Да, ребенок стал в олимпиадах выигрывать, а я стал высыпаться и нормально себя чувствовать на работе.
А. С.: Есть небольшой подкол насчет анимации. Вот эта красная кнопка, которая расположена на экране…
Д. С.: «Подписка»?
А. С.: Да, «Подписка». Она огромная, и она анимированная, и она пульсирует.
Д. С.: Это мозг.
А. О.: Нет, это обращение внимания!
А. С.: Да, это обращение внимания. Никогда не нужно забывать о том, что вещи, которые излишне обращают на себя внимание, отталкивают. Тем более что человек видит, что это такое.
А. О.: Мы же можем не спорить, но говорить?
А. С.: Конечно.
А. О.: Все, хорошо, я слушаю, а потом скажу, почему она так создана.
А. С.: Она может провоцировать, конечно.
Д. С.: Нет, давай послушаем почему?
А. О.: Нет, я сначала услышу мнение, а потом расскажу.
А. С.: Я к тому, что у многих людей в интернете сформировалось отрицание, игнорирование излишне раздражающих элементов. Они на самом деле не должны туда заходить.
А. О.: Пусть не заходят!
А. С.: Ну и отлично! А зачем тогда она здесь?
А. О.: Потому что есть большая часть людей, которая ищет большую красную кнопку, где можно купить.
А. С.: Сразу?
А. О.: Да. Часть людей, если они за несколько секунд... Но это наше мнение...
Д. С.: Вообще, это странный пример, что большую красную кнопку ищут.
А. О.: «Большая красная кнопка» — это маркетинговое выражение: мол, покажите мне кнопку, где купить. И она должна присутствовать в поле зрения потенциального покупателя. Конечно, часть людей ее будет игнорировать, для них есть другие переходы: из игры, из описания, — менее агрессивные предложения о подписке. Но некоторым людям, принимающим быстрое решение, — а мы создавали первую страницу с учетом того, что часть людей будет принимать быстрое решение о том: «Мне нравится, я хочу попробовать», — надо сразу показать, где это сделать.
А. С.: Это легко проверить!
А. О.: Безусловно! Мы после рассылки получим обратную связь, на основании нее мы, конечно, будем стараться делать выводы.
Д. С.: Статистику какую-то можно построить будет.
А. О.: Ну, пока ее нет.
А. С.: Статистика будет очень простая: если человек еще не зарегистрирован, а страница подписки одинакова, то перейдет он по большой красной кнопке или из другого места, и просмотр страницы и сводка по навигации в любой аналитической системе скажут нам, откуда они туда пришли. Вот и все. Но эта кнопка здесь нужна, она действительно здесь нужна, в том числе для тех людей, которые решат подписаться не сразу. Она должна присутствовать в поле зрения, но анимация раздражает.
А. О.: Вы против пульсирования?
А. С.: Да.
А. О.: Мы подумаем.
А. С.: Вот такое предположение.
А. О.: Ну… да.
А. С.: Баннер на главной. Вот эта верхняя часть под навигационной панелью, навигационная панель тоже нравится, вполне себе логична.
Д. С.: Тебе нравится логотип?
А. С.: Логотип? Я, знаешь, не дизайнер и не маркетолог. Логотип отражает слово brain и отражает слово plus.
Д. С.: Анатолий, а вам как? Какие ассоциации?
А. К.: Ну, мне понравился логотип, потому что он дает контекст того, что brain и plus, то есть понятно, что какое-то улучшение происходит. B+ тоже кратко нарисовано, мне нравится. Может быть, можно и лучше, конечно….
А. С.: Главное, что логотип не диссонирует со всем остальным сайтом.
Д. С.: У меня просто ассоциируется с каким-нибудь медикаментом.
А. О.: А мы это специально искали. В качестве плюса взят медицинский крест, и это то самое косвенное внушение для пользователя: аптека помогает. Мы для того, чтобы человеку помочь в каких-то его…
Д. С.: Мы вас вылечим!
А. О.: Мы не лечим — помогаем. Но ассоциацию вы поймали правильно.
Д. С.: Хорошо.
А. С.: Ну да, ассоциация вполне себе логичная.
А. О.: Мы ее искали на самом деле.
А. С.: Вот о чем стоит сказать: у нас этот блок разделен на две части, на два баннера.
А. О.: Да.
А. С.: Левая часть с картинкой и подписью движется направо, а правая — снизу вверх. Они разорваны, они не кажутся связанными, тексты воспринимаются отдельно, хотя по логике текст на синем блоке иллюстрирует каким-то образом предложение на левом. Если мы хотим их связать, что, конечно, лучше сделать, то было бы их каким-то образом синхронизировать. Поясню почему: сам синий блок не мотивирует абсолютно. Там два предложения: «Ты не все знаешь про свой потенциал, раскрой его», «Выделяйся со своими способностями» — и «Старт». В отрыве от левой картинки он действует не так хорошо.
А. О.: Мы рассматриваем вместе, конечно.
А. С.: Да, но те люди, на которых я тестировал, не улавливали связи сразу, во всяком случае, а только через некоторое время, если не переходили куда-то еще. Есть небольшие проблемы с аккуратностью дизайна — вот эти подписи...
А. О.: Это мы уберем, это на одном из слайдов.
Д. С.: Кофточка мятая!

А. С.: Мятая кофточка — это как раз очень хорошо: образ будущего и реальность персонажей вызывает все-таки эмпатию и, таким образом, человека вовлекают в действие.

Насчет кнопки: кнопка «Старт» не имеет визуального приоритета, она расположена не на контрастном фоне. Это сделано специально?
А. О.: Сознательно. Мы хотим, чтобы человек посмотрел презентацию до конца. В нашем представлении, если мы ее сильно выделим, мы спровоцируем его после первого-второго баннера щелкнуть на «Старт». Мы хотели бы все-таки, чтобы он посмотрел семь баннеров, которые передвигаются. Каждый направлен на определенные ценности, которые мы постарались учесть, чтобы вызвать интерес у потенциального пользователя.
Д. С.: Мы будем играть, пробовать? Ты пробовал играть во что-нибудь?
А. С.: Играть? Пробовал, конечно. Одни из наших специалистов подвис минут на сорок.
Д. С.: Ущерб компании!
А. О.: Я думаю, что за это время он что-то стал лучше делать.
Д. С.: В два раза быстрее!
А. С.: Да, я ей дал свой аккаунт.
Д. С.: Хорошо.
А. С.: Вот, например, тоже пример синего блока в связке с картинкой. Все-таки картинка должна демонстрировать и транслировать образ будущего. «Управляй ситуацией» — в данном случае скорее «Управляй отношениями». Не очень понятно, каким образом текст связан с фотографией.
А. О.: Здесь сознательно сделано два контекста. Взят профессиональный контекст с точки зрения текста, но мы постарались подобрать картинку, которая дает и межличностный контекст: он присутствует в профессиональной сфере, но очень часто людям, которые хотят настроить свою личную жизнь, не хватает каких-то способностей, чтобы правильно выстроить диалог со своей второй половиной, быть более спокойным, уверенным во время общения; это косвенно. Да, мы не заявляем: «Вы наладите отношения в своей семье», — это глупо, потому что на это напрямую не направлено наше занятие, но как косвенный результат человек может это получить. Я позволю себе открыть, почему именно так сделаны картинки, даже на разных фонах, притом что мы их рассматриваем, безусловно, вместе, но они по-разному движутся. Здесь левая сторона обозначена как эмоция, а правая как логика. И есть люди, которые думают более логическими умозаключениями, и для них будет правая сторона. Есть те, которые мыслят скорее образами. Кто-то будет это связывать, кто-то будет обращать только на это или только на это внимание. Для тех, кто думает больше образами или больше логикой, вот это общее. Если их связать в одно, по нашему мнению, можно создать непонимание: вы мне логично объясняйте, что я получу, или вы мне пытаетесь на эмоции донести мой возможный результат. Мы сознательно разделяем, потому что есть такие люди, а есть такие: об одном, но по-разному сказано. Даст ли это результат? Ну, это наш эксперимент!
А. С.: О’кей, здесь так же, как в случае с большой красной кнопкой, есть два варианта. Есть два вопроса: чего вы хотите от пользователя, когда он смотрит на это и взаимодействует с этим, и чего пользователь хочет от этой страницы? По-моему, пользователь хочет занятий, он уже хочет посмотреть, зачем он сюда пришел. Семь баннеров — это долго!
А. О.: Очень хотелось бы, чтобы при просмотре тех семи баннеров у него возник как минимум интерес. Вот как мой коллега по нашей встречи сказал: «Во всяком случае, я бы посмотрел». Если это вызывает, это первая часть. Вторая— то, что должны сделать переход на сами занятия: «Ну да, ты знаешь, пожалуй, посмотрю, поиграю, отложу в „Закладки”…»
Д. С.: Анатолий, а вы больше про логику или про эмоции: вам нравится презентация?
А. К.: Вот эта презентация, эти блоки?
Д. С.: Да, вы бы на левые картинки смотрели или на правые кликали?
А. К.: Ну, мне, по идее, про логику надо все, потому что я математик по образованию, но мне больше нравятся картинки слева. Не знаю, я бы, может быть, написал справочки покороче.
Д. С.: Поменьше букв.
А. К.: Да.
А. С.: Там есть еще один хитрый момент, о котором мы чуть попозже скажем. Двигаемся дальше. Нижняя часть.

В нижней части есть мелкие проблемы, они связаны непосредственно с удобством для пользователя: ссылки должны быть консистентными, одинаковыми.

А. О.: «Подробнее» и «Смотреть больше», я понял.
А. С.: Да, во всех этих элементах у нас переход на соответствующую страницу осуществляется либо по кнопочке «Далее», либо по кнопочке «Подробнее». Абсолютное большинство людей — процентов восемьдесят — в первую очередь будут кликать по картинке или по заголовку, причем несколько раз.
А. О.: Ваша рекомендация — сделать и заголовок и картинку кликабельными?
А. С.: Да-да-да, это все должно быть кликабельным. Просто так удобнее, так быстрее они перейдут.
А. О.: Хорошо.
А. С.: И контрастный цвет кнопочек «Подробнее», которые сливаются... Дальше. Двойственность верхнего баннера — не только в восприятии, но и в том, куда попадает с них пользователь. Клик по левому баннеру приводит его на страницу, описывающую то, что вы предлагаете. На странице относительно много текста, он написан хорошо, мне понравилось. Он обращается к разным категориям людей.
Д. С.: Все прочитал?
А. С.: Конечно! Тут немного теста на самом деле, но было бы, наверное, красивее выделить в нем смысловые единицы либо все важные слова, потому что там некоторые функции, например восприятие, по-моему, выделено, мышление не выделено, или наоборот.
Д. С.: Смотри, сейчас нарекомендуешь — все жирным выделят!
А. С.: Ну, совсем все не надо, но здесь нет никакой информации о том, какие задания внутри. Информация о подписке, а, насколько я понимаю, она достаточно важна для бизнеса, находится на втором экране. Первый экран заканчивается очень красивыми буквами: «Подпишись на обучение ВrainPlus», а в это время я клину на соседнюю ссылку обратно. Нужно сделать так…
А. О.: Чтобы было видно, что там продолжение идет.
А. С.: Да, чтобы было видно, что есть продолжение. И нет ссылки на занятия опять же: нет ни информации, ни ссылки на занятия. Вот давайте сейчас попробуем понять: человек приходит на главную страницу, она ему нравится более или менее, и он видит красочный баннер. Он уже понимает, что здесь может чем-то полезным позаниматься, кликает на эту картинку, хотя хочет видеть занятия, и попадает опять сюда, на описание услуг, и здесь занятий не видит. Это может его расстроить, он может уйти. С этим нужно быть аккуратнее. Человек может подумать, что доступна только подписка. Предлагать пошагово: сначала поиграть, а потом подписаться, — и проще и приятнее для пользователя все-таки. Вот сама часть страницы с описанием подписок. Хотелось бы все-таки оформить ее единообразно и, возможно, сменить либо на таблицу, либо на какое-то отображение с наглядным объяснением того, что доступно при частной подписке, допустим, что недоступно при free tour.
А. О.: А что значит «наглядное объяснение»?
А. С.: У нас есть полный доступ в частной подписке, есть полный доступ в семейной, есть просто free tour. Допустим, у нас есть такое отображение, которое показывает столько-то заданий каждый день: и там, и там, и там, «Личный кабинет»…
Д. С.: Таблицу сравнений ты имеешь в виду?
А. С.: Да, доступ к четырем…
А. О.: Мы ее постарались сделать как таблицу сравнений, ,но уж простите, постарались также и free tour сделать менее достойным в сравнении.
Д. С.: Поменьше букв написали?
А. С.: Да-да, это логично.
Д. С.: Это как комплектация автомобиля: плюсики, минусики.
А. С.: Да, я, исходя из опыта, исходя из тех проектов, которые я видел, все-таки скажу, что здесь будет пошаговая подписка, то есть человек просто поиграть попробует или бесплатно подпишется, а потом, вторым шагом, когда втянется, когда поймет, что ему это действительно нужно, — по-моему, это не решается здесь за две минуты, — он получит частную подписку. Главное — вовремя ему это предложить. Ладно, я понимаю, не очень красиво оформлен free tour.
Д. С.: Специально, тебе же сказали!
А. С.: Специально.
А. О.: Нет-нет, мне бы не хотелось оправдываться, но страница правда не доделана.
А. С.: Да.
А. О.: Вот страница оплаты «Подпишись» реально не доделана. Мы ее стали делать, а дизайнеры просто ее не успели доделать, она у меня есть в виде проекта, но мы ее решили вставить после ваших рекомендаций, чтобы второй раз не переделывать, потому что это важнейшая вещь в проекте — то, где человек принимает решение, покупает он или нет. Поэтому те рекомендации, которые вы даете и дадите еще, мы учтем и сделаем ее такой, чтобы по несколько раз не переделывать.
А. С.: Нужно как-то яснее показать выгоду.
А. О.: Вот что значит?..
А. С.: Здесь, даже не читая самого описания программы, я не вижу особой разницы, допустим, между семейным абонементом и частной подпиской. Между free tour и подпиской — вижу.
А. О.: А между ними нет разницы: семейный — это только плюс два дополнительных доступа! Больше никакой разницы нет. Это бонус на том уровне, что есть семьи, которые готовы подписать всю семью сразу же.
Д. С.: Наверное, Андрей говорит о том, что это не считывается прямо сразу.
А. О.: Во!
Д. С.: Много букв, надо еще, чтобы в голове осело.
А. С.: Да, это должно считываться сразу. Получается разорванным из-за того, что free tour стоит посередине.
Д. С.: Это чтобы контраст был.
А. С.: Да, это, возможно, чтобы контраст был, но выглядит просто неаккуратно. От меньшего — к большему в любом случае.
Д. С.: Давай посмотрим, как подписка выглядит.
А. С.: Помимо всего прочего, здесь еще неплохо бы дать информацию о том, как можно оплатить, чтобы человек сразу понимал, что если вдруг он оплатит сразу, то какими способами. Это решается стандартными иконками, ничего такого страшного нет. А кликнув там на одну из кнопок, на одну из ссылок, точнее (там кнопок нет), человек попадает вот на такую интересную страницу.
Д. С.: Аккуратненько.
А. О.: Повторяюсь, мы сделали ту таблицу, о которой только что говорили, и она будет здесь и там идентична, она не будет разной. Это сейчас она по-разному выглядит.
А. С.: Ну да, по сути, проблемы те же. У меня еще один вопрос: собираетесь ли вы так же оставить разделение этих блоков? Человек будет метаться сверху вниз и обратно.
А. О.: Повторяюсь, нет.
А. С.: А вот туда, вверх, можно давать сразу краткое описание, и это будет, конечно, гораздо удобнее. И видимо, это какая-то привычка проекта: когда я навожу курсор на кнопку «Подпишись», она вот так разверзается, и у меня возникает чувство, что она хочет меня съесть.
Д. С.: Пугливый, оказывается. Она говорит: «Нажми на меня!»
А. С.: Она разверзается до огромных размеров.
Д. С.: Больше, чем экран?
А. С.: Вот до таких.
Д. С.: Кошмар.
А. С.: Показать отзывчивость интерфейса и отзывчивость кнопки можно проще, но я не думал, что она будет резко мотивировать, если только человек со страху на нее нажмет.
Д. С.: Пусть она превращается в улыбку лучше.
А. С.: Можно и в улыбочку, кстати. Вот точно такая же страница, только для зарегистрированных пользователей: у них нет огромной мотивировки на free tour. Здесь у нас free tour урезан, для незарегистрированных пользователей отличная мотивация на free tour, что, по-моему, логично вполне, а потом уже у зарегистрированных людей на free tour ее нет, и проблемы те же самые. Вот здесь сравнение будет абсолютно четким: частная подписка обычная и семейный абонемент без проблемы с разорванностью. Страница «Оплата»: здесь есть небольшие проблемы. Я не знаю, насколько серьезно вы будете ее менять; есть надпись «Денежные средства, уплаченные за сервисы ВrainPlus, возврату не подлежат». Она, видимо, вполне правдива, но может отпугивать.
Д. С.: Показывает серьезность компании.
А. С.: Да, еще серьезность компании может показать, то, что оплата будет происходить по защищенному соединению. Такие знаки, по сути, искусственные, но они повышают доверие к оплате на сторонних сайтах, вне банковского клиента.
Д. С.: После того как вы оплатите, ваши деньги будут в надежных руках.
А. С.: Да, были в надежных и будут в надежных, а главное, нигде по дороге не потеряются.

Нельзя выбрать способ оплаты при наведении на иконку. Например, люди, которые привыкли платить электронными деньгами, будут наводить на логотип QIWI и получать такую большую подсказку, как на правом экране, которая закрывает собой кнопку «Электронными деньгами».

Все происходит потому, что надписи «Электронными деньгами» и «Кредитной картой онлайн» не воспринимаются как кнопки: они такого же цвета, и из-за…
Д. С.: А они кнопки, да?
А. С.: Да, это кнопки, только с помощью них можно оплатить. Их нужно сделать контрастнее. Возможно, сделать какую-то тень…
Д. С.: «Кнопочнее».
А. С.: Да, «кнопочнее» просто. Они воспринимаются просто как надпись, которая…
А. О.: Рисунок.
А. С.: …которая объясняет иконки под ними, на которые ты потом кликнешь: если у тебя карта Visa, ты оплатишь Visa, если QIWI, то оплатишь QIWI. Это не очень серьезная проблема, но она показывает недоработки: когда ты тратишь деньги, если у тебя нет никакого сообщения о том, что деньги тратятся надежно с помощью надежной системы, то подобные мелкие недоработки могут уводить людей. Люди в этом плане очень осторожны всегда. Можно поставить значочек вопроса рядом с кнопкой или рядом с иконками, по которому будет выводиться подсказка. Или при наведении на него она должна выводиться куда-нибудь вправо.
Д. С.: А дальше самое интересное: игра, ура!
А. С.: Игра. Про игры я много не говорил, потому что это контент. Мы юзабилисты. Я могу сказать только про то, что из контекста и из ограничений не понравится. У всех заданий — текстовые инструкции. Самое первое задание на внимание, и здесь три с половиной строчки текста. Я даже не говорю о том, что дети могут вообще не читать, хотя даже если сервис не ориентирован на детей, то родители все равно будут давать это детям, скорее всего.
Д. С.: Пусть учатся читать.
А. С.: Кроме того, у нас есть семейный абонемент, который предполагает наличие у детей «Личного кабинета» и доступа к играм. Если ребенок не сможет это прочитать, то взрослому это будет просто лень читать: он сразу нажмет на кнопку «Начать» и потом не очень поймет, что происходит.
Д. С.: И что ты предлагаешь: инструкции не писать, пусть сами догадаются?
А. С.: Я предлагаю сделать первое задание, которое будет показывать как.
Д. С.: Сразу ответ «Вы справились»?
А. С.: Ну, первое — да. Первое будет стрелочкой показывать, что куда нужно переделать и чем: мышкой, допустим, или кнопку нажать. Будет демонстрировать, как работать с заданием. Это удобнее, это вовлекает, что самое интересное. Текст на три с половиной строчки не вовлекает. Если сразу есть стрелочка, которая, может быть, даже слегка мигает или подсвечена, которая показывает, какой элемент куда нужно поставить (и ты берешь его и ставишь), — это вовлекает. Это действительно игровая деятельность.
Д. С.: Ты говоришь о том, что, если сразу испугать текстами, будет ожидание того, что каждое задание — значит прочитать текст, «вкурить» его, что все очень сложно?
А. С.: Да, или человек может просто кликнуть, а потом долго думать: «Как мне вернуться? Я не понял, как делать».
А. О.: Мы с этой ситуацией сталкивались. Постараюсь объяснить, почему мы оставили так. Были варианты, связанные с предложением, подобным вашему, чтобы показать это. Это более дорогое решение было, но это даже вторично. Первично мы все-таки относимся к проекту как к обучающему, мы не относимся к нему как к развлекательному.
А. С.: Но если у человека уже есть проблемы с вниманием, то добивать его не очень хорошо.
Д. С.: Но читать-то он умеет?
А. О.: Не в этом дело! Конечно, можно постараться сократить текст, но даже если пять слов написать, то он тоже может подумать: «Чего мне читать?» Большинство компьютерщиков, с кем мы говорили, отвечали: «Да чего читать? Никто не читает инструкции никогда. Нажал, а там разберемся!» Ну, это нормально, мы это понимаем, и, только если не получается, человек начинает возвращаться назад и, может быть, прочтет. А может, нет.
Д. С.: Может, уйдет.
А. С.: Я сейчас поясню два момента. Во-первых, не надо раздражать пользователя: он может уйти. Во-вторых, так написан текст... Я брал, по-моему, этот скриншот буквально вчера: «Перед вами картинка, снизу от которой находится три объекта…»

Написано: «Перед вами картинка». А передо мной текст и синяя кнопка. Консистентность, логичность? Фрустраций до регистрации, до подписки лучше избегать.

Человеку предлагается вставить белый прямоугольник в абсолютно белое поле. Смысл в том, что в этой игре нужно абсолютно точно попасть элементом туда, куда он должен встать.
Д. С.: Это на координаци

Развернуть текстовую версию
Комментарии