Регистрация
Зарегистрируйся на сайте и получи доступ к полному контенту сайта и подпискам бесплатно!

Как правильно работать с веб-дизайнером

17
0
2 278 0
Аудио Текст
21 августа 2014

Как правильно разговаривать с веб-дизайнером и его студией, чтобы получить на выходе именно тот сайт, который нужен вам как заказчику? Об этом Екатерине Шукаловой рассказывает арт-директор веб-студии «Ферт» Виктория Строцци.

Из передачи вы узнаете:
— каковы современные требования к веб-дизайну;
— что должен знать и уметь веб-дизайнер;
— как выбрать веб-дизайнера;
— может ли заказчик прийти в студию со своим веб-дизайном;
— сколько стоит разработка веб-дизайна;
— и многое другое.

Екатерина Шукалова: Здравствуйте, дорогие друзья! Меня зовут Екатерина Шукалова. Сегодня мы с вами поговорим о современном веб-дизайне. Эта программа является одной из цикла передач, посвященных тому, как сделать хороший сайт. В прошлый раз мы обсуждали с вами вопрос предпроектного проектирования. Сегодня поговорим про веб-дизайн. Гость студии — Виктория Строцци. Это веб-дизайнер с большим стажем. Мы будем обсуждать самые проблемные моменты, связанные с тем, как сделать модный и эффективный сайт так, чтобы все сказали: «Вау!»

Виктория Строцци, арт-директор агентства «Ферт».
Родилась в 1983 году в Воронеже.
В 1997 году окончила курсы дизайнеров интерьера Воронежской художественной школы.
В 2005 году окончила факультет общей психологии Воронежского экономико-правового института.

Е. Ш.: Хочу напомнить об основных этапах создания сайта. Первый этап очень важный. Еще раз повторюсь, это предпроектное проектирование. В результате него мы получаем с вами скелет нашего будущего ресурса: функционал, логические блоки, основные поведенческие паттерны, которым будут следовать на нашем сайте пользователи. И теперь, когда мы знаем с вами содержание, мы должны привести это в красивую форму — разработать веб-дизайн. Хочу отметить, что это не последний и один из важных этапов разработки сайта, но он за собой влечет другие этапы, о которых мы поговорим в следующих передачах. Давайте сначала о том, что это такое. Виктория, скажи, пожалуйста, что, по-твоему, вообще подразумевается под понятием «веб-дизайн»? У меня есть свое собственное мнение. Если оно идет вразрез с твоим, мы с тобой подискутируем.
Виктория Строцци: Веб-дизайн — достаточно широкое понятие, и возникло оно относительно недавно. Если вкратце, это своего рода проектирование небольшого интернет-пространства — ну, назовем это проектом или сайтом — для улучшения его функциональной части и создания, может быть, красивой картинки, какой-то оболочки, «одежды», которая в дальнейшем будет служить достижению каких-то определенных целей, которые преследует заказчик. Например, это продажи, распространение информации и т. п.
Е. Ш.: Получается, дизайн, говоря простым языком, — это некая творческая деятельность человека, которая позволяет сделать пространство более удобным. Скажи, пожалуйста, Вика, что важнее в веб-дизайне? Это содержание — то, что будет на сайте находиться? Либо все же форма: красота, цвет, визуальные образы, какие-то движущиеся элементы и т. д.? На что лучше обращать внимание? На содержание сайта или на ту форму, которую мы подаем с помощью веб-дизайна?
В. С.: На сей счет нет устоявшегося мнения. И как и пользователи сайтов, так и разработчики и заказчики подходят к вопросу совершенно по-разному. Зачастую под веб-дизайном все-таки подразумевают именно внешнюю красивую оболочку, которая включает в себя уже какое-то содержание. Но на самом деле это не так, потому что все-таки веб-дизайн служит скорее практическим целям, нежели целям искусства, и должен выполнять определенную эргономическую функцию. В данном случае служить каким-то посылам информации, а уже следующий этап — это, естественно, хорошая, приятная, красивая оболочка для пользователя.
Е. Ш.: Я бы сказала, что веб-дизайн — это не академическое искусство, а прикладное. Когда мы делаем удобную табуретку, а не какое-то суперкресло, которое будет украшать дворец принца или принцессы. Пожалуйста, обращайте, дорогие друзья, внимание на то, что форма в веб-дизайне подчиняется содержанию. И лучше сделать удобный, но менее красивый сайт, чем очень красивый и более не удобный для пользователя.
В. С.: Да.
Е. Ш.: Давай поговорим об основных современных требованиях к веб-дизайну. Идет достаточно быстрое устаревание формы — оболочки сайта. И для того чтобы сайт действительно продавал, работал, он должен быть современным. Потому что люди очень сильно чувствуют эту современность, модность, и они хотят, чтобы сайты, с которыми они работают, были красивыми. Давай разберем основные моменты, которые касаются современного веб-дизайна. Что ты можешь сказать об основных требованиях к картинке, которую видит пользователь в интернете?
В. С.: То, что сейчас я вижу на экране, — это подробно перечисленные требования к веб-дизайну, которые сейчас ставит общественность. И адаптивность, и простота восприятия, — все это связано, естественно, с большим количеством различных мобильных приложений, устройств, которые вышли на рынок и уже серьезно укоренились в нашей жизни. Поэтому дизайн должен в первую очередь быть функциональным и удобным для просмотра на этих устройствах: планшетах, телефонах.
Е. Ш.: Адаптивность.
В. С.: Естественно, адаптивность тянет за собой простоту восприятия. Несмотря на то что мы имеем все эти 4G и прочие навороты, которые сейчас существуют, не все люди пользуются последними версиями сетей и последними моделями мобильных устройств. Поэтому сайты должны грузиться быстро, и они должны подразумевать минимализм, какие-то простейшие формы с минимумом украшений и прочего, прочего. То, что было модно еще, может быть, год-два назад. Даже, в принципе, полгода назад, мне кажется, это было еще в теме как-то. Минимум шрифтов, или какие-то упрощенные шрифты, или вообще простые шрифтовые схемы, которые чем дальше, тем чаще заменяются символами. Мы идем к определенному символизму, когда…
Е. Ш.: Что под символизмом подразумевается на сегодняшний день в рамках разработки дизайна сайта? Это пиктограммки?
В. С.: Да, это пиктограммы, иконки.
Е. Ш.: Инфографика?
В. С.: Да. Когда у нас элементарные минималистичные картинки, — мы уже не говорим про какую-то сложную электронную живопись, — заменяют слова. И это общепонятный язык для всех, потому что он используется на всех мобильных устройствах. Мы, например, прекрасно знаем значок с тремя полосками, который обозначает «Меню». И чем дальше, тем прочнее это входит в жизнь и тем чаще эти символы и пиктограммы заменяют нам какие-то слова и позволяют быстро ориентироваться.
Е. Ш.: Сегодня в интернете можно найти большое количество бесплатных пиктограмм. Как ты думаешь, что лучше сделать клиенту — настаивать на том, чтобы дизайнер нарисовал ему собственные иконки, либо все же использовать общеизвестные, которые можно взять с общедоступных ресурсов? Очень часто возникает этот вопрос в нашей практике.
В. С.: Да-да, в моей практике аналогично он достаточно часто возникает. И здесь все зависит в первую очередь, наверное, от времени, которого у нас всегда бывает очень мало, в связи с чем возникают большие проблемы. Потому что отрисовка иконок, естественно, требует определенного времени, тем более если заказчику хочется чего-то более интересного и необычного. Это раз. Ну и потом, это финансовые затраты, потому что найти бесплатные иконки, да, в принципе, и платные, которых существует тоже большое количество (и стоят они не так дорого), тоже можно. Здесь, с моей точки зрения, все упирается во время.
Е. Ш.: Нужно на одну чашу весов положить деньги и время, на другую чашу — ту эффективность, которой мы можем достигнуть, даже используя общеизвестные иконки.
В. С.: Да, да.
Е. Ш.: Вопрос про цветовые сочетания: насколько можно стандартизировать цветовые сочетания в зависимости от того, для чего служит наш сайт? Например, у нас есть сайт салона красоты и сайт завода по производству тракторов. Можно ли дать какие-то советы по поводу того, какой должен быть цвет на сайте салона и на сайте завода?
В. С.: Здесь я вернусь к индивидуальному подходу, хотя, конечно, можно обобщить. Естественно, в первую очередь нужно судить по целевой аудитории, которая посещает сайт, а не только по теме. В принципе, возможно, если это то же самое сельское хозяйство, сайт посвящен какой-то сельскохозяйственной выставке, допустим, и здесь нужно подходить более серьезно… И цветовая гамма нужна более интересная и популярная, чем в случае, если это сайт, например, интернет-магазина. Он будет отличаться.
Е. Ш.: Ну, салон красоты и трактора. Там женщины, тут мужчины. Все, в общем, достаточно взаимосвязано.
В. С.: Естественно, гендерные различия тоже…
Е. Ш.: Цвет все же работает в зависимости от целевой аудитории?
В. С.: Да, конечно. Естественно.
Е. Ш.: Если цвет работает в зависимости от целевой аудитории и целевая аудитория мужская, которая, по нашему опыту, любит скорее серые, синие, такие…
В. С.: …приглушенные, монохромные тона.
Е. Ш.: …да, приглушенные оттенки, а у нас директор любит красный цвет. Что делать? Мы делаем красный сайт тракторов или все же идем на поводу у пользователей?
В. С.: Можно найти компромисс всегда, я считаю. Можно использовать какие-то вкрапления, допустим, то есть сделать сайт более строгим, понятным, именно мужским, но, например, использовать те же самые пиктограммы, иконки и фотографии…
Е. Ш.: …красного цвета?
В. С.: Не обязательно красного, но какие-то оттенки, что-то похожее. Или, например, если у компании нет логотипа, то, в принципе, почему бы и нет? Монохромный сайт будет великолепно смотреться с красным цветом. Какие-то небольшие элементы могут присутствовать.
Е. Ш.: Мы еще вернемся с тобой к тому, чье мнение должно быть во главу угла поставлено: клиента, владельца сайта, дизайнера и т. д. Я бы хотела посоветовать нашим слушателям посетить те сайты, которые сейчас указаны на экране. Это сайты, демонстрирующие лучшие примеры современного веб-дизайна. Там вы можете увидеть, что сейчас модно, признано и получает призы в зарубежном интернете. Там есть и работы отечественных дизайнеров. Это даст вам пищу для размышлений о том, каким должен быть ваш сайт. Там вы оцените современные тенденции, и, периодически заходя на представленные сайты, вы получите достаточно широкую информацию о том, каким должен быть современный сайт.
Но я хочу продолжить тему. Вика, скажи, пожалуйста, есть ли какие-то особенности у российского менталитета восприятия веб-дизайна по цветам, шрифтам, оформлению и т. д.?
В. С.: Безусловно, они присутствуют, и с ними нужно мириться. Чуть не сказала «бороться». Но это на самом деле неправильно, нет. Эти вещи присущи каждой нации, не только русским. Здесь есть, наверное, деление все-таки на азиатскую культуру, европейскую, американскую. И у всех есть свои отличия и особенности. Естественно, у русского менталитета тоже свои особенности, в частности любовь к богатым и ярким оттенкам. Достаточно посмотреть проекты, которые были популярны, может быть, еще пару лет назад. Иконки, проекты. Все, кто с этим сталкивался, помнит такие сайты, когда, например, рисовались дома какие-то серьезные, была анимация, Flash, различные иконки с серьезными прорисовками. В какой-то мере это осталось до сих пор.
Е. Ш.: Это хорошо или плохо? Нужно ли с этим действительно бороться? Если я исконно русский человек, любящий богатство, золото и излишества в оформительских элементах. И между тем я понимаю, что моден минималистичный веб-дизайн. Я борюсь с собой как клиент? Или все же я убеждаю дизайнера в том, что мне необходим именно сайт с теми излишествами, российскими традиционными? Что делать?
В. С.: В принципе, даже на минималистичном сайте можно использовать некоторые элементы. Только они упрощаются и переходят, например, не в объемную, а в плоскую форму, которая сейчас является актуальной и удобной при воспроизведении на мобильных устройствах. Всегда можно найти компромисс. Это мое четкое . Единственное, все упирается во время. Из чего угодно, даже из такого богато украшенного сайта, можно сделать что-то современное, если есть возможности и время.
Е. Ш.: Как раз мы и переходим к следующему очень важному вопросу. Клиент хочет получить дизайн чуть ли не на следующий день после встречи. Вот мы пришли, поговорили. Там арт-директор, аккаунт-менеджер, ведущий клиента, заполнил бриф вместе с клиентом, и хочется получать красивую веселую картинку уже на следующий день. Давай сейчас с тобой разберем, сколько нужно времени веб-дизайнеру, чтобы разработать более или менее нормальную картинку. Нужно понимать, что, чтобы сделать действительно красивый, тем более компромиссный современный веб-дизайн, нужно достаточно времени. Сколько у тебя в среднем уходит времени на то, чтобы нарисовать главную страницу проекта, например сайта хостела?
В. С.: Если мы, например, берем вариант страницы хостела — не лендинговой, сейчас популярной, между прочим, тоже, а обычной, — то в среднем может уйти, в идеале… Я сейчас не говорю про какие-то вещи, когда, например, у нас происходит взаимодействие с заказчиком, с клиентом, который вмешивается в процесс. Это уже немножечко другая тема для разговора. Если же это просто будет совершенно ровная отрисовка, когда имеются все исходники… Я это хочу подчеркнуть. Например, есть логотип, тексты, выбраны иконки, фотографии. Я, конечно, беру ситуацию идеальную, которая в реале возникает очень редко.
Е. Ш.: Ну, хорошо, допустим.
В. С.: На деле, если очень постараться, то за семь-восемь часов можно нарисовать.
Е. Ш.: При наличии всего материала.
В. С.: При наличии полного материала.
Е. Ш.: И полного понимания того, что ты делаешь.
В. С.: Да, да.
Е. Ш.: Сколько времени нужно, чтобы ты как дизайнер осознала, какой концепт будет в нашем будущем сайте? Сколько примерно времени? По моему мнению, это требует от двух до десяти дней, прежде чем в творческом котле веб-дизайнера родиться нечто, что потом будет нравиться клиенту. Как ты на это смотришь?
В. С.: Собственно, да, я про это и говорю. Эти восемь часов — именно физическая работа, физический труд дизайнера по отрисовке, которую, кстати, тоже никто не отменяет. Потому что все мы знаем, что 5% — это, собственно говоря, озарение, а 95% — физический труд, который совершает человек. И на согласование условий, на поиск компромисса с заказчиком и, в принципе, на поиск идеи может уйти действительно несколько дней. Ситуации бывают совершенно разные. И уже в процессе отрисовки страницы могут тоже вступать в силу различные факторы, такие как вмешательство заказчика, какие-то комментарии и прочее. Поэтому восемь часов — это идеальная ситуация. А так обычно два, три, четыре, пять рабочих дней.
Е. Ш.: Полностью?
В. С.: Да, это полностью страница в среднем.
Е. Ш.: Итак, будьте внимательны при планировании и разработке дизайна для своего сайта. Не ждите, что вам нарисуют его быстро. И закладывайтесь на то, что вам придется обсуждать, переделывать. Вам в процессе разработки дизайна будут приходить новые мысли, и на это просто нужно время. О деньгах поговорим немножечко позже. И сейчас такой вопрос: всё мы прошли, всё сделали, у нас всё замечательно и здорово, по мнению дизайнера, получилось. Кто должен веб-дизайн, получившийся в конце нашей работы, оценивать? Как можно оценить, насколько дизайн хорош? Это вопрос сложный. Как ты думаешь, как клиент может оценить то, что ему предоставил веб-дизайнер?
В. С.: Сложный вопрос, И, наверное, мне самой об этом стоит задуматься, как-то не приходилось до того. Ну, во-первых, я бы сказала, что судить надо с той точки зрения, как сайт начал работать, если мы имеем в виду уже процесс запуска сайта в работу.
Е. Ш.: Нет, еще только картинка. На этапе картинки возникает большое количество проблем. Я как директор студии, давно работающий с клиентами, могу сказать однозначно: очень много проблем возникает при субъективной оценке той картинки, которую мы показываем клиенту. Я как интернет-маркетолог могу однозначно сказать, что на 90% та картинка, которую мы рисуем, будет работать. Потому что она функциональна, она понятна, она гармонична по цветам, по шрифтовому решению. Но случается так, что клиенту, то есть принимающему решение директору компании клиента, субъективно это не нравится. Это самая большая проблема. Что в таком случае делать, как ты думаешь? Можно ли здесь что-то сделать? Если мы нарисовали, по нашему мнению, классный дизайн, а клиент говорит: «Нет, мне это не нравится. Добавьте мне здесь красненького!»
В. С.: Ну, прежде всего, дизайн обычно рисуется не один. Три варианта — это стандартная ситуация, хотя до трех прямо совершенно отдельных вариантов доходит не так часто. Естественно, здесь уже запускаются другие механизмы работы, когда дизайнер, аккаунт-менеджер и заказчик, — причем обычно заказчик не в одном лице чаще всего бывает, а в лице нескольких человек, что, кстати, усложняет работу, естественно, — садятся за стол переговоров заново. С более серьезными обсуждениями, отрисовками, вплоть до совместного рисования от руки, в программах, с разными вариантами. И пока мы не придем к консенсусу именно во взаимном понимании того, что должно получиться в итоге, мы не расходимся. Обычно после такого подробного обсуждения какие-то вопросы иссякают и проходят сами собой. И когда еще один вариант, третий, допустим, или, например, уж совсем большая редкость, четвертый, — я такого, честно говоря, даже не припомню в последние пару лет, — это уже очень долгая и серьезная совместная работа, которая может длиться часами.
Е. Ш.: Итак, получается, для того чтобы получить тот дизайн, который устраивал бы все стороны, необходимо прежде всего уважительно и взаимно вести процесс разработки проекта и дизайна.
В. С.: Естественно.
Е. Ш.: Следующее, что хотелось бы посоветовать клиентам и что мы используем достаточно часто, — это показ произведенного студией или дизайнером макета представителям фокус-группы. Владелец компании, конечно, очень классный и крутой чувак, потому что он занимается своим бизнесом давно и, наверное, хорошо знает свою целевую аудиторию. Однако очень часто эксперименты с фокус-группой показывают, что нравящееся владельцу не всегда нравится фокус-группе. Поэтому один из советов, который позволяет решить проблему «хороший дизайн, плохой дизайн», «он будет работать или не будет работать», — это тестирование на фокус-группе. Достаточно найти несколько человек по социальным сетям среди своих друзей и показать полученную картинку. Если действительно есть какие-то замечания, тогда мы садимся за стол переговоров и приходим к консенсусу относитеольно каких-то решений. Здесь нужно закладывать определенное время, финансы…
В. С.: Да, время — это всегда.
Е. Ш.: …и затраты на то, что нам придется немножко дольше работать над вопросом. Следующий момент, когда мы говорим про веб-дизайн, — это выбор исполнителя. Очень больной вопрос, потому что сегодня найти веб-дизайнера, кажется, очень просто. Полно площадок, на которых работают начинающие веб-дизайнеры, полно студий. Можно обратиться за рубеж, можно найти «живого» человека, «виртуального» человека. Я хотела бы спросить у тебя, Вика, какие именно знания и умения должны быть у веб-дизайнера, для того чтобы он был веб-дизайнером с большой буквы?
В. С.: Со всем, что сейчас перечислено на экране, я согласна. Единственное, могу отметить: знания, умения, навыки касательно каких-то практических приемов, то есть, например, владения какими-то графическими пакетами и прочим, — это все достаточно просто наверстывается человеком. Ну, можно посетить курсы.
Е. Ш.: Уроки посмотреть.
В. С.: Да. Это то, чем сейчас с развитием интернета владеют очень многие люди, которые, в принципе, даже к дизайну не имеют никакого отношения. Другое дело — маркетинг, психология и вообще совместная работа с людьми, я бы сказала, умение работать в команде и умение взаимодействовать с заказчиком. Эти вещи являются очень важными. И является важным также опыт работы. Потому что, опять же, владение графическими пакетами, какими-то приемами, может быть даже с точки зрения психологии… Но опыт не пропьешь, он никуда не денется. И зачастую именно опыт работы дает то, что никогда не даст ни одна школа, ни один институт, ни один вуз.
Е. Ш.: То есть нужно выбирать опытного дизайнера…
В. С.: Ну, это касается, конечно, не только дизайна, а, наверное, любой области профессиональной деятельности.
Е. Ш.: Да, когда услуги.
В. С.: Естественно. И желательно, да, выбирать человека с опытом, особенно если проект дорогостоящий, серьезный, а не просто, например, какая-то страничка портфолио или сайт-визитка, где требования немножко помягче и попроще. Если компания — особенно хочу это подчеркнуть — большая, то есть у заказчика крупная организация, то подрядчик должен быть опытным. Потому что есть определенные требования в работе с большими компаниями. И человек, который работает самостоятельно на фрилансе, не всегда в состоянии эти требования выполнить.
Е. Ш.: Мы берем крайний случай, когда человек только начинает свою разработку сайта, он новичок, он сделать хочет интернет-магазин, первый в своей жизни. Потому что с крупными компаниями немножко проще. Крупные компании могут сделать тендер, крупные компании работают уже с проверенными агентствами. А есть большое количество людей, которые не в состоянии сделать это самостоятельно или не имеют на это времени. Поэтому хотелось бы обратить внимание на то, как выбирать человека, с которым вы будете работать. На самом деле разработка сайта, в том числе веб-дизайн, — это совместный танец. Когда и клиент, и разработчик, в данном случае веб-дизайнер, танцуют вместе вальс, танго, кому что больше нравится. Поэтому если нет взаимопонимания, если нет какого-то душевного совпадения, работать будет достаточно тяжело. Однако формальные оценки дизайнера, с которым вы будете работать в будущем, произвести можно. Хотя бы посмотреть на его портфолио. Нравится — не нравится, да?
В. С.: Да, да.
Е. Ш.: Здесь можно субъективно совершенно оценить.
В. С.: Да, это, пожалуй, первый признак, по которому следует оценивать. Потому что у всех нас есть свои какие-то притязания в сфере искусства, назову это так условно. И портфолио даст, пожалуй, самую быструю, самую простую оценку, хотя, может быть, и не самую глубокую.
Е. Ш.: Не самую глубокую. Ну, потому что это не значит, что он может нарисовать конкретно мой проект, если он нарисовал какие-то другие проекты хорошо или плохо. Дальше вы смотрите на отзывы. Не ленитесь, позвоните прошлым клиентам и спросите: «Как вам работалось с конкретным фрилансером Васей Пупкиным с FL.ru?» Посмотрите на опыт работы, как долго он работает, да? Спросите, какое у человека образование, и постарайтесь встретиться. Если невозможна встреча в реальном мире, попробуйте встретиться виртуально. Поговорите по Skype, обязательно с веб-камерой. Посмотрите, как человек общается.
В. С.: Ведет себя, да, общается.
Е. Ш.: Я как владелец компании оцениваю людей, которых я беру на работу или нанимаю на фрилансе, в том числе по стилю, в котором человек пишет письма. Из этого тоже можно сделать большие выводы. Это и оформление, и грамотность и т. д. То есть человек, веб-дизайнер, должен быть прекрасен во всем: и в образовании, и в портфолио, и в отзывах и т. д. Итак, дизайнер — это классный специалист, который умеет работать с людьми, который занимается маркетингом, психологией, работой с клиентом на том уровне, на котором ожидает клиент. Суперчеловек. В общем, встречается достаточно редко, мне кажется, на российских просторах. Но есть еще один момент, который всегда беспокоит клиентов. Я производитель тракторов, имею своего собственного полиграфического дизайнера. И я прихожу и приношу в студию или в агентство свой собственный веб-дизайн. И почему-то студия начинает калькулировать работы по изменению того, что я уже сделала. Почему?
В. С.: Да, такие случаи действительно случаются. Причем не раз у меня такое было на практике. Здесь много факторов. Ну, перво-наперво если человек работает просто с графическими пакетами и умеет в них работать, это совершенно не означает, что параллельно он может рисовать и создавать сайты. Мало красивой картинки: сайт должен быть подготовлен для верстки, для программирования.
Е. Ш.: То есть нужны специальные знания.
В. С.: Естественно.
Е. Ш.: Не просто красивая картинка, а знание HTML, CSS.
В. С.: Естественно, да.
Е. Ш.: Знание функционирования и веб-мастеринга.
В. С.: Конечно. Также необходимы знания о продвижении сайта в интернете, оптимизации и прочем. Потому что ситуации, когда те же самые полиграфисты, — казалось бы, профессия очень близкая…
Е. Ш.: То же самое, да.
В. С.: …это не какая-нибудь сфера искусства, например живопись традиционная, — приходят со своими макетами, а такие случаи тоже были в моей практике. Замечательные красивые картинки, которые прекрасно смотрелись бы, например, на плакатах, не работают в веб-дизайне. И эти макеты, это калькулирование работ… Приходится полностью переделывать, всю картинку. Это раз. И потом, случаются такие моменты, когда эта неподготовленная картинка уходит уже в верстку, а люди возвращаются снова для переделки, потому что сайт не приносит никакой прибыли. А все потому, что он сверстан и нарисован неправильно с точки зрения оптимизации.
Е. Ш.: С точки зрения пространства, с точки зрения формулировки формы.
В. С.: Да, да.
Е. Ш.: Форма не соответствует содержанию. Итак, ответ на вопрос, почему очень сложно сделать в рамках компании, которая не специализируется на веб-дизайне, действительно нормальный дизайн сайта, заключается в том, что веб-дизайн — это специфическая отрасль графического дизайна. И если вы классно разбираетесь в полиграфическом дизайне, в дизайне интерьера, в ландшафтном дизайне и можете в графической программе нарисовать что-то, это не значит, что вы можете стать веб-дизайнером. Отсюда возникает закономерный вопрос: сколько должен стоить веб-дизайн. Какова оптимальная стоимость для разработки веб-дизайна? Вика, как ты, допустим, оцениваешь себя?
В. С.: Ну, здесь все зависит от сложности макета, от того, сколько необходимо…
Е. Ш.: Давай от часа работы будем идти с тобой. Сколько в час ты готова зарабатывать, рисуя интересный для тебя проект?
В. С.: В час работа стоит примерно от 1,2 до 1,5 тыс. руб.
Е. Ш.: Всего лишь?
В. С.: Ну, это средняя цифра. Здесь говорить про какую-то конкретику невозможно, потому что, как мы понимаем, на рынке огромное количество компаний совершенно разного уровня. Плюс существует огромная ниша фрилансеров, которые эту планку несколько снижают, потому что… Ну, может быть, это не очень корректно, но я думаю, что стоит все-таки сказать: фрилансеры зачастую очень сильно разбаловывают клиентов. И когда люди приходят, например, уже с какими-то готовыми макетами в студию, им озвучивают совершенно другие цифры, потому что эти работы действительно того стоят, люди приходят в недоумение. Они не могут понять, за что мы платим.
Е. Ш.: Да. «За что мы платим, если мне здесь предлагают в три раза, в пять раз, в десять раз дешевле».
В. С.: Да, естественно. А фрилансерами зачастую работают, — ну, не зачастую, конечно, я очень некорректно выразилась, — студенты или люди, которые, например, только начинают этим заниматься.
Е. Ш.: Без опыта.
В. С.: Да, естественно. И у них планка несколько другая. Ну, я уже не говорю про людей, которые работают в других странах, например. Это совсем другая ситуация. И поэтому здесь все время происходит шатание и разброд умов.
Е. Ш.: Хорошо. Итак, говоря про стоимость веб-дизайна, можно подвести следующий итог. Пожалуйста, оценивайте стоимость часа работы веб-дизайнера и сравнивайте его с теми специальностями, например, в вашем рынке, в котором вы ориентируетесь по стоимости часа работы.

Как мы уже сказали, для того чтобы сделать нормальный дизайн, нужно минимум от 20 до 40 часов работы дизайнера. Это не значит, что он будет сидеть 40 часов и работать в Photoshop. Он будет думать, оценивать и креативить.

Соответственно, отсюда вытекает та стоимость дизайна, которая более или менее адекватна, эффективна, и за те суммы вы можете сделать нормальный дизайн своего сайта. Давай подведем итог нашему разговору по поводу того, как же нужно разговаривать с дизайнером, чтобы получить от него определенный результат — тот, который вы ожидаете. Вика, я клиент, я пришла к тебе с дизайном — у меня, скажем, салон красоты — и говорю: «Нарисуй мне супердизайн!» Что ты мне скажешь, чтобы я не делала ни при каких обстоятельствах?
В. С.: Естественно, в первую очередь после какого-то там взаимопонимания и разбора полетов, в частности каких-то графических, и при наличии заполненного брифа, соответственно, — это в идеале, конечно, свобода для дизайнера, который, — я, кстати, это тоже хочу подчеркнуть, — не занимается самовыражением на рабочем месте. Некоторые почему-то считают необходимым так для себя думать. На самом деле дизайнер, наверное, меньше всего с подобными вещами связан и больше занимается именно созданием какой-то практической вещи, которая должна работать, соответственно, в жизни. Поэтому когда дизайнер, грубо говоря, креативит, мы назовем это так, — это все равно даже не креатив. Это создание рабочего пространства, рабочей среды в виде сайта. И здесь работает очень много факторов, включая тот же самый маркетинг, психологию и т. д. Поэтому создание красивой картинки требует большой сосредоточенности и невмешательства со стороны заказчика, который, как мы уже выяснили, не всегда хорошо понимает, каким образом его сайт будет дальше продвигаться, «продаваться» в интернете. Это самое важное, наверное. Потому что на этих моментах и на этих процессах вмешательства заказчика теряется в первую очередь очень большое количество времени. Я уже по собственному опыту это знаю. И именно на этой потере времени зачастую проекты затягиваются, начинаются дедлайны и прочие не очень приятные вещи. Следующий момент, который тоже является важным, — это соблюдение делового этикета, который, не знаю, как в других странах…
Е. Ш.: У нас, наверное, он всегда очень тяжело осуществляется.
В. С.: Да, в нашей стране с этим достаточно тяжеловато. Причем это касается, я думаю, не только сферы дизайна, это везде, в сфере любой профессиональной деятельности. В сфере обслуживания, у врачей такое часто достаточно бывает. В интернете полно мемов на эту тему, можно посмотреть. Дизайнеры тоже, да, бывают совершенно разные, относятся достаточно грубо к работе дизайнера — и не только дизайнера, а людей, которые занимаются его проектами. И иногда сыплют не очень лицеприятными мнениями, которые я, например, считаю с точки зрения официально-делового стиля и рабочих отношений неприемлемыми в коммуникации. Потому что мы партнеры, а не выполняем какие-то функции, я не знаю, хозяина и прислуги. Но почему-то у нас этим очень часто грешат. В итоге результат получается, повторюсь, не очень хороший.
Е. Ш.: Получается, что эмоциональный фон общения низок…
В. С.: Естественно, да.
Е. Ш.: …и результат не оправдывает никаких ожиданий.
В. С.: И снова мы приходим к затягиванию сроков. И следующий момент, наверное, поскольку зачастую дизайн связан, — ну, если, конечно, у компании имеются какие-то свои собственные материалы в виде фотографий, допустим, шрифтов, или это самый прекрасный вариант, когда у компании имеется брендбук… Возможность прислать и показать это все дизайнеру.
Е. Ш.: А это бывает нечасто?
В. С.: Да, бывают ситуации, когда уже после отрисовки не только одного, а даже двух, а то и трех вариантов макета выясняется внезапно, что у заказчика есть брендбук.
Е. Ш.: «О, мы вспомнили! У нас есть брендбук!»
В. М.: «У нас есть брендбук, у нас есть презентация, у нас есть фирменные шрифты». Ну, это не очень приятно уже с точки зрения работы. Естественно, это все переделывается и выполняется. Но мы снова приходим к срокам, они опять начинают затягиваться.
Е. Ш.: И в этом случае при затягивании сроков, соответственно, все нервничают, сроки «сливаются».
В. С.: Злятся, да. Нарушается официально-деловой этикет. Да, да.
Е. Ш.: И пошло-поехало. А как этого избежать? Я как руководитель еще раз хочу подчеркнуть: друзья, все коммуникации, которые касаются вашего сайта на этапе разработки дизайна, должны производиться письменно. Да, безусловно, просто набрать телефон, или приехать в офис, или встретиться с дизайнером где-то в кафе за чашечкой чая, обсудить какие-то моменты. Но нужно очень четко понимать, что мы приходим в субъективную сферу восприятия мира. И если вы это все не задокументируете, вы получите не то, что вы хотели, не то, что вы объясняли, а то, что понял из ваших слов либо арт-директор, либо менеджер, либо, собственно, дизайнер. Поэтому не ленитесь и, пожалуйста, все вопросы, связанные с корректировкой деятельности дизайнера, записывайте. Вот, собственно, основные моменты, которые касаются работы с дизайнером: не мешать, давать свободу, уважать мнение друг друга и документально все фиксировать. Тогда получится тот дизайн, который будет нас удовлетворять со всех сторон: и пользователя, и владельца, и дизайнера, — и в итоге будет приносить деньги вашему бизнесу. На этом нам бы хотелось закончить наш интереснейший, как мне показалось, разговор. Спасибо большое, Виктория, за твое мнение, за твои комментарии! Мы очень надеемся, что после этого вы сможете более грамотно и эффективно работать с веб-дизайнерами. Спасибо большое! С вами была Виктория Строцци, веб-дизайнер, и Екатерина Шукалова, интернет-разработчик. Спасибо, до свидания!

Развернуть текстовую версию
Комментарии
Похожие видео