Регистрация

«Мобильные бестселлеры»: «Яндекс» — команда «апп»

1
0
153 0
Аудио Текст
29 октября 2012

В октябре 2012 года отрасль облетела новость о том, что крупнейший поисковик Рунета открывает магазин мобильных приложений. В своей авторской программе Леонид Бугаев разузнает у Александра Зверева, руководитель сервиса «Яндекса», еще недавно проходившего под грифом «секретно», подробности о Yandex.Store.

Из программы вы узнаете:
— какую экосистему венчает магазин приложений «Яндекса»;
— что за white label store делает поисковик совместно с «Мегафоном»;
— почему «Яндекс» до сих пор не выпустил собственного смартфона;
— даст ли «Яндекс» разработчикам платную возможность попасть в топ своего магазина приложений;
— какими договоренности с мобильными мейджорами заручился «Яндекс»;
— как «Яндекс» собирается зарабатывать на «длинном хвосте» незвёздных приложений;
— насколько вероятно, что «ультрарелевантность» рекомендательной системы будет вызывать отторжение у пользователей мобильных сторов;
— падает ли по мере усиления тренда к «мобилизации» вовлеченность «Яндекса» в разработку десктопного софта;
— и многое другое.

Леонид Бугаев: Всем привет! С вами Леонид Бугаев, автор книги «Мобильный маркетинг» и ведущий передачи, которая называется «Мобильные бестселлеры». Сегодня в гостях у нас Александр Зверев. Я могу представить Сашу как человека, на визитке которого написано: «Руководитель секретного сервиса компании „Яндекс”», и на самом деле этот сервис уже не секрет. Наверное, как раз сегодня у нас есть возможность с Сашей поговорить на эту тему. Привет, Саша!
Александр Зверев: Да, привет, Леонид, спасибо!
Л. Б.: Что это за секретный сервис, который все обсуждают?
А. З.: Наверное, многие из наших зрителей знают, что мы 1 октября анонсировали наш новый продукт — альтернативный магазин приложений под Android. Почему родилась такая визитка? На самом деле в течение четырех месяцев, пока мы готовились к анонсу, приходилось какие-то визитки выдавать партнерам, людям, с которыми я общаюсь, нужно было что-то написать. Гадали мы, гадали, и, в общем, пришла в голову мысль, что ничего иного, кроме как «секретный сервис», писать не стоит. Очень хорошо работало, кстати.
Л. Б.: А вы не пошли по пути Intel, у которого названия проектов секретных — по рекам. Например: «Руководитель проекта „Амударья” Александр Зверев»?
А. З.: У нас есть такой проект — сервер по отправлению push-сообщений, его называют «Пушкин». Но вообще, наверное, ответ отрицательный, такого нет.
Л. Б.: Я знаю, что сейчас фактически те ребята, которые приходят на конференции, посвященные мобильным разработкам, задают один и тот же вопрос: «Как мне зарабатывать деньги на продаже своих приложений?» Можешь ли ты дать совет со своей колокольни, как это сделать проще?
А. З.: Ну, самый простой способ (все эксперты со сцены говорят и в книжках пишут) — делать хорошие приложения, интересные, чтобы их покупало как можно больше людей. Но, безусловно, если это принять за данность, то при увеличении каналов продаж и когда легче найти своего конкретного конечного клиента, конечно, заработок может возрасти. В скором времени появится сервис, который можно будет использовать для увеличения канала продаж, это как раз альтернативный магазин приложений под Android от компании «Яндекс».
Л. Б.: Расскажи про него поподробнее.
А. З.: Мы хотим дополнить важным сервисом нашу экосистему. В компании есть «Мобильный поиск», «Мобильные карты», «Почта», «Яндекс.Диск» (это «облачный» сервис), и для логического завершения структуры, экосистемы не хватало магазина приложений под Android. Теперь мы можем предлагать некую альтернативу, например, производителям устройств. Уже сейчас, на первом этапе, мы договорились с несколькими производителями устройств, на которых будет предустанавливаться наш магазин, и он будет единственным магазином на них. В том-то и заключается серьезное отличие компании «Яндекс», потому что мы такие уникальные и можем позволить себе предоставлять весь спектр сервисов.
Л. Б.: Если я правильно понимаю, в ближайшее время мы увидим [плоды вашего партнерства с компаниями] «Билайн», «Мегафон», МТС. Кто-то из «большой тройки» компаний, которые предлагают встроенные, предустановленные магазины приложений внутри телефонного аппарата, который куплен в одном из магазинов, будь то «Связной», или «Мегафон», или кто угодно. Вы заходите и понимаете, что это исключительно основной канал для покупки приложений, да?
А. З.: Да. Ну, с компанией «Мегафон» мы уже объявили о совместном продукте. Это будет white-label-магазин под названием Get Apps, и в скором времени он выйдет на рынок.
Л. Б.: Получается, что нашим зрителям прямой путь к размещению своих приложений? Если у вас есть приложения в виде рабочего продукта, то это еще один метод для монетизации, прямая дорожка к заработку денег?
А. З.: Ну, я тебя слушаю — на самом деле такой маркетинговый bullshit получается.
Л. Б.: Да, очевидно, Капитан очевидность!
А. З.: Нет, конечно, ребята, приходите, все здорово!
Л. Б.: У меня возникает логический вопрос: а почему вы не пойдете в разработку своего телефона, например?
А. З.: Ну, «Яндекс» не производитель устройств. Мы изначально фокусировались на сервисах, мы умеем делать хорошие, качественные продукты, и для нас основной бизнес — это все-таки поиск. В планах, по-моему, нет, насколько мне известно.
Л. Б.: Поиск внутри мобильных магазинов — это одна из центральных, не решенная пока проблема. Есть ли у вас идеи, каким образом улучшить поиск внутри? Вот когда я ищу, образно говоря, «лучшие шахматы на Android», каким образом сделать мой поиск лучше и проще?
А. З.: Безусловно, над этим работают наши лучшие умы. У нас несколько месяцев назад был запущен проект поиска по магазинам приложений — Apps.yandex.ru. В общем, эта же команда сейчас делает поиск для нашего магазина; это действительно ядро магазина, потому что с этим связано очень много вещей, например рейтинги, всевозможные топы, потому что их надо строить, анализируя предпочтения пользователя. Там довольно сложные алгоритмы, и мы действительно хотим сделать очень-очень хороший поиск.
Л. Б.: Если я правильно понимаю, у вас будет своя собственная логика попадания на витрину? Вы будете каким-то образом внедрять предпочтения пользователя, который, например, скачал шахматы, шашки, нарды? И здесь: «Леня, посмотри, пожалуйста, еще „Домино”, которое в 3D и с Дэниелем Крэйгом в главной роли, который будет отстреливать разные части тела». Будут ли эти правила прозрачны? Меня часто спрашивают про закрытость мира сторов. Как правило, люди занимаются тем, что декомпилируют, каким образом приложения успешно взлетают и задерживаются на витринах магазина. И есть теории: мол, вот это работает так, а это — так. Будет ли «Яндекс» рассказывать, что нужно сделать мне как разработчику, чтобы оказаться на витрине вашего магазина?
А. З.: Я помню, когда еще был с той стороны баррикад... Когда в интернет-тусовке общаешься, спрашиваешь, например, про SEO, а тебе говорят: «Вот бы знать, какие алгоритмы в „Яндексе”, бла-бла-бла, вот бы с кем-нибудь познакомиться и узнать, как же они все-таки индексируют». Я сейчас про большой поиск в интернете. По факту, когда изнутри смотришь, обнаруживается, что даже сами разработчики поиска не могут абсолютно точно ответить, попадет или не попадет, потому что существует огромное количество всяких правил, разных структур, которые просто уложить в голове невозможно. И, в общем-то, набор правил и алгоритмов призван минимизировать возможность обмана системы. По большому счету, постоянно идет борьба между сеошниками и разработчиками поиска. Поэтому в некотором смысле публикация подобных алгоритмов, наверное, не совсем правильна: те люди, которые обладают большими ресурсами, сразу же будут подниматься в рейтинге, что по факту и происходит все равно. Потому что если у тебя будет большая финансовая подушка, то тебе значительно проще выбиться в топы application stores.
Л. Б.: Просто в какой-то момент это становится экономически нецелесообразно?
А. З.: Да.
Л. Б.: Потому что ты не зарабатываешь фактически на продаже своего приложения те деньги, которые были рассчитаны. В какой-то момент экономика стремится к отрицательной. Получается, что тебе нужно занести слишком много денег на раскрутку приложения, и в результате ты понимаешь, что экономически это неоправданно. Каким же образом начинающим разработчикам мобильных приложений все-таки создать тот самый продукт, который будет успешен?
А. З.: Наверное, ничего сверх общих фраз я сказать не смогу. Я все-таки призываю к какой-то теории маркетинга, к тому, чтобы пытаться понять, что же все-таки людям нужно, что им интересно, пытаться проанализировать тренды, опережать их, и тогда можно попасть в струю. Либо пойти другим путем и сделать все правильно, не придумать какую-то гениальную идею, которая приходит в голову одному из миллиона, а сделать все правильно, сделать фримиум-модель, сделать способы монетизации внутри приложения, через in-apps, реализовать какую-то возможность привязки к социальной сети — по большому счету, то, что сейчас делает большинство компаний.
Л. Б.: Ну, мы говорим про Game Insight, например, который мегауспешен как раз с точки зрения затягиваемости… В твоем рассказе не хватает очень важного параметра, который называется играбельность, потому что как раз ситуация, в которой ты «засасываешься» внутрь игрушки и понимаешь, что ты в нее влюбился — чувство «мне надо купить эти кристаллы», «мне нужно купить дополнительный бонус-пак», — это же то, что обычно на конференциях так эмоционально не подается: мы рассказываем друг другу про методы монетизации, фримиум, но это магия, которая в какой-то момент включается, как мне кажется, и особенно она хорошо работает как раз в игровой модели.
А. З.: Безусловно, нужно быть в первую очередь внутри себя геймером. Я с ребятами из Game Insight общался, и у них у всех горят глаза, они сами во все это играют, и мне кажется, очень важно, чтобы ты чувствовал, как происходит, в какой момент тебе хочется купить дополнительную жизнь или еще что-нибудь, кристалл, как ты говоришь, или не хочется. А дальше, мне кажется, вопрос экспериментальный: «А давайте попробуем сделать вот эту акцию», «А давайте попробуем сделать вот эту акцию», «А давайте попробуем промонетизироваться путем рекламы, показа видео какой-нибудь другой игрушки или еще чего-то, попытаемся просмотреть конверсию и посчитать деньги» и т. д.
Л. Б.: Давай вернемся к «Яндексу». Огромный поток людей, который проходит ежедневно, образно говоря, через поисковую систему. Логично предположить, что точно так же в какой-то момент «Яндекс» будет брать деньги за то, чтобы обеспечить некий факт скачивания приложений, предположим. Будет ли у вас такая услуга впрямую: хочу купить 10 тыс. скачек, предположим?
А. З.: Не думаю, что мы будем прямо-таки это продавать. Все-таки моя главная цель — сделать хороший магазин. Хороший магазин — в первую очередь популярный, потому что нужно показать хорошим разработчикам возможность дополнительного заработка, а во вторую очередь у него много хорошего, интересного контента. Хотя эти два фактора я не ранжирую по приоритетности, это как история курицы и яйца: что раньше появилось, непонятно.

Я знаю несколько альтернативных сторов, которые довольно большие деньги делают, предлагая альтернативные способы продвижения приложений: попадание на featured screen какой-нибудь за деньги, беря плату за клики, за скачивания и т. д.

В общем, это довольно большие деньги, но у нас сейчас интерес все-таки в том, чтобы сделать хороший стор в первую очередь, показать, что наша партнерская дистрибуционная модель работает, потому что мы делимся прибылью с нашими партнерами, в частности с «Мегафоном», и нам очень хочется, чтобы партнеры начали зарабатывать. Тогда к нам придет больше партнеров, тогда мы покажем больше предустановок, и тогда будет значительно больше результат для конечного разработчика.
Л. Б.: Правильно ли я понимаю, что вы тогда сознательно ограничиваете качество приложений? Это такой параметр, который очень сложно оценить. Если у меня приложение, которое сообщает: «Hello, world!», то вы меня не пустите в свой стор просто потому, что оно очевидное и будет засорять то, что ты называешь хорошим магазином?
А. З.: Ну, тебя, Леня, конечно, мы пустим.
Л. Б.: Спасибо!
А. З.: Если ты напишешь такое приложение, обязательно напиши, и мы, может быть, его выставим на некоторое время.
Л. Б.: Как раз что такое хороший магазин?
А. З.: Если возвращаться к тому, что мы вначале обсуждали, это поиск приложений, конечно же. Если ты сделаешь приложение «Hello, world!», оно просто будет мало кому интересно, и оно не будет попадать…
Л. Б.: Ноль отзывов, ноль звездочек, ноль скачиваний, на самых низких позициях…
А. З.: Одно скачивание будет, конечно. Два!
Л. Б.: Два! Мы с тобой.
А. З.: Да, дальше ты просто не будешь нигде появляться, поэтому, по большому счету, то, что называется community moderation: сами пользователи будут выбирать, идти с тобой или не идти.
А. З.: Будь у тебя сейчас неограниченные возможности по деньгам и по звонкам — кому позвонить, например, чтобы перетянуть Rovio в стор, каким-то образом обеспечить хиты... Правильно ли я понимаю, что именно эти действия позволяют, например, создать хороший магазин?
А. З.: И да, и нет.

Все мейджоры уже с нами связались. Практически все. Мы с ними ведем диалог, потому что даже небольшое количество скачиваний на первом этапе мейджорам принесет какой-то дополнительный и ощутимый доход.

Ну, скажем, даже по сравнению с какими-то другими магазинами это будет приносить тысячи долларов, это все равно окупит зарплату контентщика, который будет туда заливать, в наш магазин тоже, приложения. Мне кажется, Грааль — это «длинный хвост» приложений: с одной стороны, мы пытаемся дать возможность среднему разработчику выходить в топы, отслеживать, что крайне непросто, и мы ломаем голову над тем, как это сделать хорошо и правильно, с другой стороны, из того же «длинного хвоста» отсеивать никому не нужные приложения, которые «засоряют эфир», которые содержат вирусы, какую-то назойливую рекламу и прочее.
Л. Б.: А будете ли вы «рубить хвосты»? Например, приложение отработало, дисконтируем его или удаляем из стора. Сейчас беда — это мусор. Фактически в какой-то момент, очень опасаюсь, засорение сторов будет большой бедой, будет очень тяжело найти в поиске по слову «шахматы» ту самую важную версию шахмат с Дэниелем Крэйгом, именно ту штуку, которую я ищу.
А. З.: Ну, это две разные задачи, на мой взгляд. Они, наверное, где-то пересекаются, и у них цель действительно общая, но подход к решению задач, мне кажется, разный. Безусловно, если говорить про поиск хороших шахмат, это задача поисковая. Условно говоря, обходить 500 тыс. приложений, или 2 млн приложений, или 30 тыс. приложений, по большому счету, алгоритмически должно быть схоже. Да, конечно, там возникнет значительно больше факторов, и нужно будет двигаться дальше, и на самом деле хороший поиск — это не какое-то там «сели, подумали, написали», а длительный процесс изучения поведения пользователей. Поэтому на первом этапе вряд ли у нас получится делать супер-пупер-поиск, но мы будем с момента, когда запустимся, продолжать его совершенствовать, анализировать и поведение, и запросы, и прочее. А засоряемость — да, это проблема, мы примерно понимаем, как ее решать. Сейчас я, наверное, не буду рассказывать все, что мы придумали на сегодняшний момент. Но, в общем, с одной стороны, хочется сделать открытый магазин, позволяющий разработчикам делать то, что они хотят, с другой — очень не хочется, чтобы они использовали там назойливые средства монетизации, как то: вирусы, какие-то пуши, отправку SMS и прочее.
Л. Б.: У вас будет обновляться ваше policy по тем средствам, которые нельзя использовать разработчику, потому что они уже на грани... Это вечная борьба SEO и поисковых алгоритмов, которые точно так же существуют в большом интернете, если я правильно понимаю?
А. З.: Да.
Л. Б.: По поводу сервиса социальных рекомендаций. Я знаю, что очень большие ставки в большом поиске в интернете сделаны на такие проекты, как Hunch, которые сначала очень сильно опрашивают тебя и узнают твои предпочтения, задают много вопросов, выясняют, кто твои друзья, и потом каким-то магическим образом подсовывают тебе то самое приложение, без которого ты, казалось, вообще не мог жить. Планируете ли вы использовать такого рода алгоритмы и, может быть, чем-то удивите нас в ближайшее время?
А. З.: Удивим обязательно, так что следите за нами. Конечно, социальный поиск — это один из трендов, это очень правильно, и надо двигаться туда, надо анализировать. Если знаете, Facebook и Apple сейчас очень сильно именно в этом ключе дружат, и в новой версии операционной системы iOS, если вы однажды указали свой Facebook, очень сложно потом не согласиться использовать этот формат внутри стора. Конечно, это про анализ тебя, и твоих друзей, и твоих предпочтений. Возможно, они делятся еще предпочтениями приложений в Facebook. Сложно сказать, но, скорее всего, на поверхности идея. Мы будем делать что-то близкое, у нас, в общем, тоже есть... Ну, мы много знаем про пользователей, потому что мы на самом деле поисковик, мы не просто пришли на рынок application stores, мы довольно много знаем. Каждому пользователю будет создан «Яндекс.Паспорт».
Л. Б.: И каждого обилетим, и у каждого будет свой ID, который будет отслеживаться…
А. З.: Конечно, сразу же отправим в КГБ и в ФСБ информацию.
Л. Б.: В минское КГБ.
А. З.: В минское КГБ и в наше российское представительство. Так что приложение «Hello, world!», считай…
Л. Б.: Посчитано!
А. З.: Посчитано.
Л. Б.: Меня волнует как раз privacy, потому что в какой-то момент у «Яндекса» будет гигантский срез информации о том, возле какого банкомата я остановился, какие поисковые запросы вводил, McDonald’s или другие точки быстрого питания у меня в Favorites, и естественным образом вы будете улучшать свою поисковую модель с точки зрения подсовывания мне рекламы. Это самый очевидный, мне кажется, в настоящий момент метод монетизации как раз благодаря тому, что я получаю высокорелевантный запрос, но где-то грань, когда надо остановиться и сказать: «Не надо мне подсовывать настолько высокорелевантную историю». Мы обсуждали такой кейс на Российском интернет-форуме. Женщина — владелица черного Ford Mondeo в какой-то момент получит сообщение о том, что ей срочно нужно менять резину, потому что пришел срок, и «День жестянщика» скоро. Сейчас это будет пугать, мне кажется, людей не из интернет-тусовки, потому что им будет казаться, что Большой Брат следит за тобой. Можешь ли ты рассказать, где находится?..
А. З.: Ну, сейчас я взял и всем все рассказал, и все послушали и все поняли! На самом деле мир меняется однозначно, и люди становятся все более открытыми. Ты сейчас упомянул банкоматы, и мне пришла в голову мысль: а не зачекинился ли ты 30 секунд назад в этом банкомате сам, сказав миру, что ты там по какой-то причине, или в кафе соседнем не получил ли ты дискаунт на кофе и не рассказал ли всем своим друзьям, что ты здесь? Все это публично — и ты пошел на это как бы осознанно? Проблема возникает, когда мы теряем осознанность: мы что-то сделали, мы проанализировали, и за нас автоматически был построен какой-то профиль, за нас что-то автоматически сделали, и у нас ощущение, что за нами следят.
Л. Б.: Когда вы это делаете своими руками, это гораздо проще принимается как данность?
А. З.: Да, у нас есть какое-то количество фолловеров в Twitter и в Facebook, и мы понимаем, что мы это делаем сами, и мы сами это рассказываем. Когда про черный Ford Mondeo узнается из переписки в почте, это становится проблемой. Я не могу сказать, что у меня в голове какое-то правильное решение. Очевидно совершенно, что, с одной стороны, люди будут как-то пытаться с этой проблемой жить, что-то будет меняться, притом что проблема действительно существует, а поисковики, с другой стороны, будут стараться все более и более точно настраивать себе рекламу, дабы повышать конверсию. Единственное, чем могу успокоить: понятно, что и «Яндекс», и все подобные поисковики — это не один человек, это огромное количество людей, тысячи серверов.
Л. Б.: Не только один Александр Зверев будет знать, какой Ford Mondeo я «переобуваю».
А. З.: Ну, я к тому, что, безусловно, за тобой следят конкретно, и все будет, но, вообще говоря, кому это нужно?
Л. Б.: Анонимность некая соблюдается, я надеюсь?
А. З.: Она, безусловно, существует в какой-то степени.
Л. Б.: Есть замечательная книга Mobile First Люка Вроблевски — человека, который описал изменение парадигмы создания проектов. Он сказал, что сейчас крупные компании начинают создавать проекты для мобайл-устройств и только потом переносят их на большие десктопы. Происходит ли это сейчас, например, в «Яндексе»? Вот те вещи, которые вы разрабатываете в настоящее время, каким образом потом изменят лицо того проекта, который мы знаем как Yandex.ru, например?
А. З.: Ну, очень хороший ты тренд поймал.

Вообще, «Яндекс» не очень-то пишет под десктоп. Исключение, конечно, большой замечательный запуск нашего браузера. Но, по большому счету, кроме каких-то небольших продуктиков в виде мессенджеров, вроде как ничего особенного и не было.

Вообще говоря, это интернет-страничка, и до сих пор, когда в такси спрашивают случайно, где я работаю, а потом сколько сотрудников в «Яндексе» , а я говорю: «Четыре тысячи», — люди спрашивают: «О боже, что вы там все делаете?» Ну, правда, это же просто интернет-сайтик! Да, и притом у «Яндекса» несколько, по-моему больше 20, приложений мобильных.
Л. Б.: Уже 20? Последний раз, когда я смотрел, их было порядка 14. Можешь назвать их?
А. З.: Ну, это, понятно, «Карты», «Навигатор», «Метро», «Музыка», еще несколько сервисов. Почему я знаю, что 20? потому что на днях, когда я делал презентацию для стора, я вот эти иконочки пытался расставить внутри другой большой иконочки, и это, я помню, не сходилось никак, и поэтому я посчитал их. Ну, «Фотки», «Яндекс.Почта» мобильная...
Л. Б.: «Деньги», «Почта», «Поиск» как приложение, в принципе, существует, если я не ошибаюсь?
А. З.: Да, есть.
Л. Б.: Я хочу пожелать Саше успехов, хочу подарить тебе книгу «Мобильный маркетинг».
А. З.: Спасибо!
Л. Б.: Надеюсь, что ты сможешь хотя бы помочь мне в разработке приложения «Hello, world!» и применить какие-то вещи из этой книге. Хочу пожелать вам оставаться в этом мобильном мире, и увидимся в новых передачах!

Развернуть текстовую версию
Комментарии